in

Таня Ускова о том, почему студентки спят с преподавателями

Портрет Анастасии Ещенко, убитой в Санкт-Петербурге, на ее могиле на кладбище в станице Старовеличковская. Фото: Михаил Терещенко / ТАСС

Всем привет, это Таня Ускова, корреспондент «МБХ медиа», и я никогда не спала с преподавателем. Но.

Так вышло, что однажды я подошла к этому достаточно близко. У меня был опыт то ли размыто-дружеских, то ли полуромантичных отношений с одним из преподавателей — из которых я вовремя вышла. Но это достаточно близко, чтобы скрывать такой факт биографии от широкой общественности и обсуждать его лишь с близкими друзьями. Даже тогда, когда я знаю, что половина моей ленты в фейсбуке состоит из преподавателей и студентов, у которых были романы друг с другом.

Еще неделю назад я и представить не могла, что решу рассказать об этом в рассылке для незнакомой аудитории и в ожидании гневных ответных писем. Но история с профессором Олегом Соколовым — 63-летним уже бывшим доцентом СПбГУ, — который признался в убийстве своей подруги 24-летней Анастасии Ещенко, вынуждает это сделать.

Как недавняя студентка и бывшая школьница из относительно «элитной» школы, я знаю, что отношения преподавателей и студентов гораздо более распространены, чем кажется. Они так распространены, что когда после истории Соколова я начала обсуждать это со своими знакомыми и приятельницами, выяснилось, что практически каждая знает хотя бы одну такую девушку, или сама была вовлечена в подобные отношения.

Есть разные вариации. Это может быть преподаватель, который просто регулярно со студентками спит. А может быть — какой-нибудь многоуважаемый профессор, который на всех своих студентках (или бывших ученицах, если речь идет о школе) с некоторой периодичностью женится. Например, коллега Олега Соколова, профессор СПбГУ Павел Кротов в материале «Русской службы BBC», решившей почему-то спросить только  профессоров-мужчин, что они думают о романах со студентками, заявил, что он «все три раза женился на студентках». А еще — что это, «как правило, счастливые браки», традиция эта идет от XIX века и характерна для высокообразованных людей, в чьих союзах рождаются «высокоинтеллектуальные» дети.

Наверное, удачные союзы с такими историями действительно возможны. Но на этой неделе я писала материал о том, чем могут быть опасны подобные романы. Текст вышел с названием «Можно ли преподавателям встречаться со студентками? (Нет)», и в нем разные девушки рассказывают, почему это опасная ситуация для студента. Причин много: это и уязвимость и зависимость студента, и невозможность его выхода из отношений, и «согласие», которое может быть дано не в самых добровольных условиях.

Что делать, например, если преподаватель флиртует с тобой на паре, приглашает на чашечку кофе, а после отказа во время случайной встречи в баре преследует тебя по пятам? Можно сказать жесткое «нет», но что будет потом за оценка у тебя по этому предмету? Студентки в университете нередко оказываются перед подобным выбором. 

А те, кто выбирают сходить на несчастную чашку кофе (или даже по любви или нет вступают в какие-то отношения), потом молчат. Потому что несмотря на то, что все вокруг считают это нормой, а преподаватели зачастую на студенток «охотятся», виновата на выходе оказывается именно студентка. Даже та, которую в этих отношениях убили, расчленили и чьи отрезанные руки попытались выкинуть в Мойку.

Проблема в том, что такие отношения — это символический образ патриархальной системы отношений, в которых мужчина иерархически «выше» женщины, а женщина воспринимается как неодушевленный объект. Который можно использовать в собственных интересах, заменить следующей студенткой и не волноваться о ее чувствах, правах и самоощущении. Поэтому женщина, попавшая в эту структуру и «выкинутая» из нее, в глазах патриархального общества становится «испорченной» женщиной, которую осуждают. 

Именно студенток чаще всего обсуждают в университетских кулуарах, и это на них может лечь клеймо «добилась всего через постель». А вот преподаватели — серийно встречающиеся с девушками, которые потом не могут рассказывать о произошедшем, — так и остаются преподавать в университетах, их поощряют новыми статусами, а в профессорской среде ходит «пословица»: «Жены стареют. А третьекурсницы — никогда».

Это текст авторской рассылки «МБХ медиа». Каждую субботу сотрудник редакции пишет вам письмо, в котором рассказывает о том, что его взволновало, удивило, расстроило, обрадовало или показалось важным. Подписаться на нее вы можете по ссылке.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.