Времена пока еще сравнительно свободные, что бы мы там про себя не думали. У многих есть друзья-иностранцы, и за это до сих пор почему-то даже не штрафуют. У меня тоже есть, и не знаю, как ваши, а мои все время жалуются на то, что русскую жизнь понять нельзя. С литературой еще как-то ладят, кино опасаются, еды откровенно боятся, а после очередной попытки разобраться в том, как все-таки устроена наша политика, попросту хватаются за голову. Особая, говорят, логика.
И я, пожалуй, с ними соглашусь. Ну вот, смотрите.
Сети полнятся злорадством: пятеро пенсионеров из Росгвардии записали видеообращение к Владимиру Путину, Дмитрию Медведеву, главе Росгвардии, Виктору Золотову, славному дуэлянту, и министру внутренних дел Владимиру Колокольцеву. «Находясь на службе у государства, выполняя служебно-боевые задачи, в том числе горячих точках, на Манежной, на Болотной площадях, во время проведения чемпионата мира по футболу, Олимпийских игр и кубка Конфедераций, других общественно-политических и спортивных мероприятий, мы ежедневно проходили службу на улицах города, но в результате сами оказались вне закона», — сообщают эти храбрые люди, и тут хотелось бы, конечно, ясности. Хотелось бы понять, называют ли они Болотную «горячей точкой», или все-таки что-то другое имеют в виду. Ну да ладно, не будем придираться к словам.
Докладывают о своих свершениях и удивляются — как же так, став пенсионерами, они оказались не нужны тому самому государству, которому так преданно служили. Теперь их выселяют из служебного жилья и превращают в бомжей.
И можно бы попробовать даже посочувствовать отставникам, но неискренне как-то получается. Не повезло, значит. Не полетела в их сторону на горячей Болотной пустая пластиковая бутылка. Не случилось «скола зубной эмали», не премировали героев квартирой. Однако мы ведь не про пустое ерничанье, мы про логику.
Связь-то ведь вроде очевидная: вот именно эти полицейские в свое время защищали тех, кто устроил масштабные фальсификации на выборах в Думу, от людей, которых факт фальсификаций возмутил. Прикрывали преступников от потерпевших (фальсификация итогов голосования, статья 142.1 УК РФ, срок до четырех лет — предположительно, полицейских чему-то такому учат). Обеспечивали совершившим преступление возможность сохранить власть и продолжать творить все, что взбредет в голову.
А их уговаривать не надо, они остались, воспользовались возможностью, творили. Вот, в частности, теперь вышвыривают за ненадобностью на улицу своих бывших защитников, которые теперь уже ни для чего не нужны, поскольку немного устарели. Все, кажется, вполне логично. Совсем не сострадать отставным росгвардейцам, откровенно говоря, все-таки не получается, их тоже жалко, все мы тут люди, но на фоне прочих свершений тех, кого они так храбро защищали на Болотной, их печальная история — в общем-то мелочь.
И здесь это понятно всякому, удивить не способно никого, однако стороннему наблюдателю, который в других широтах вырос и песню «С чего начинается родина» в школе не разучивал, такого, конечно, не объяснишь. Мы-то если удивимся, так только тому, что отставники, похоже, чего-то другого ждали. Впрочем, людям мужественных профессий часто свойственна некоторая наивность.
Или вот еще пример. Не факт, что Владимир Путин успел посмотреть видеообращение пенсионеров из Росгвардии. Во-первых, он не очень дружит с интернетом, а во-вторых, был занят. У Путина гостил Эрдоган, такое от прочих дел отвлекает, и даже обращение президента к участникам, организаторам и гостям десятого Российского форума по управлению интернетом пришлось зачитывать Сергею Кириенко.
В обращении говорится: «Убежден, мы должны и впредь следовать принципу свободы интернета, обеспечить все условия для широкого обмена информацией, для реализации бизнес-инициатив и стартапов».
Русская доля и нация принцесс
Это, наверное, обидно. Двадцать почти лет правишь...
Иноземец, услышав, позавидует, а мы вздохнем. Потому что если национальный лидер обещает следовать принципу свободы, значит, свободы совсем скоро станет еще меньше, хотя, казалось бы, куда уж. Депутаты, сенаторы, силовики и прочие заинтересованные лица найдут еще массу поводов защитить народ Российской Федерации от угроз, которые интернет создает для детей, ветеранов, пенсионеров, живых, мертвых, верующих, атеистов и филокартистов. Сочинят законопроекты, примут законы, оштрафуют, а то и посадят провинившихся. И будем мы еще добрым словом вспоминать сенатора Андрея Клишаса, свободолюбца и либерала, всего лишь хотевшего, чтобы его уважали.
Кстати, произойдет все в полном соответствии с заветами любимого вождя, который все в том же обращении мудро оговорился: «При этом важно эффективно противодействовать рискам и вызовам киберпреступности, распространению контента, нарушающего закон, представляющего угрозу правам граждан и интересам государства». Ну, конечно, важно, еще бы не важно. Мало ли великих империй сокрушили мемасики.
И все понимают, что да, это правда, так все и будет, а по-другому просто не может быть. И, опять же, нет никакой возможности объяснить человеку, привыкшему к миру, в котором знаменитая книжка Оруэлла считается антиутопией, почему все будет именно так. Почему мы от речей о свободе в исполнении первых лиц государства грустнеем, откуда эта скорбная уверенность, что с остатками свобод совсем скоро придется распрощаться. Да и чего объяснять. Пусть завидуют. Пусть трепещут.
Живем в удивительной стране, а гордиться этим так и не научились. Нехорошо.