in

Уральский колумнист и другие благодетели. Иван Давыдов о приключениях водоразборной колонки 

Архивная фотография. Фото: Анатолий Жданов/Коммерсантъ

Спроси нынешнего человека, что такое колонка, и он, пожалуй, ответит — ну, текст такой специальный. Автор, который ленится быть настоящим журналистом, выдавливает из себя глубокомысленные комментарии к новостям, изображает философа, или, хуже того, политолога, пытается натужно шутить… Вот как я сейчас примерно. Или даже еще менее смешно.

Иван Давыдов

А для прежнего человека колонка — это металлическая труба с краном и рукояткой, которая торчит из земли. Давишь на рукоятку, из крана — ледяная вода. Такая, что зубы ломит. Вкусная, конечно. Теперь такой воды уже не делают. Утекла та вода куда-то в детство.

На самом деле, конечно, много где такие — настоящие — колонки еще остались. Вот и в городе Троицке Челябинской области тоже есть на одной из улиц настоящая колонка. Или была, это как посмотреть. Несколько лет назад местный депутат-единоросс Владимир Курилов ее усовершенствовал на радость жителям: подключил электричество, поставил насос, необходимость давить на рукоятку отпала. Достаточно нажать кнопку — и вода сама собой льется. Чудо техники, прогресс, внезапно наступившее будущее.

Дальше у депутата Курилова случилась неприятность: он проиграл очередные выборы. Обиделся на неблагодарных горожан и колонку отключил. И теперь это уже не колонка, а просто бессмысленная труба, торчащая из земли. Вода не льется. Провод шел от ближайшей заправки, и жители даже готовы хозяину заправки за электричество платить, но хозяин уперся — не хочет ссориться с Куриловым, который депутатом быть перестал, но влиятельным человеком все равно остался. Целая улица сидит без воды. Будущее кончилось, прогресс отменили, а чудес, как известно, вообще не бывает.

Я понимаю, что это — смешная мелочь. Есть большой мир, в котором происходят по-настоящему важные события. Протестует Минск и протестует Хабаровск. Алексей Навальный требует, чтобы ему вернули одежду, в которой он попал в омскую больницу. Владимир Путин награждает орденом Михаила Боярского, рассказывает в стовездесятмятый раз, что у России — самое лучшее в мире оружие, и повышает зарплату бойцам Росгвардии. В Америке грядут выборы, в Европе свирепствует пандемия, адвокат Пашаев ищет поддержки у пользователей соцсетей, а Михаил Ефремов рассказывает журналистам, как в СИЗО смотрят футбол.

Жизнь, в общем, кипит, а тут я с нелепым рассказом про какую-то несчастную колонку.

Все, конечно, так, но понимаете, в чем дело… Так случается, что за смешной мелочью прячутся серьезные вещи. Владимир Путин, к примеру, — человек великий и знаменитый. Бывший депутат Владимир Курилов из города Троицка ему точно не ровня (и сам бывший депутат Курилов с этим утверждением спорить бы не стал). Но из очередной речи Путина про самое лучшее в мире оружие можно понять разве только то, что в детстве Путин не наигрался в солдатиков. Это, кстати, тревожно, если помнить, какие у него теперь возможности для игр, но из этого нельзя увидеть, как устроена российская власть, нельзя сообразить, почему у нас все так, как есть, и в чем наш особый путь, о котором любят говорить и патриоты путинской России, и ее ненавистники.

А вот из скромных деяний отставного Курилова как раз можно. За детской почти обидой на неблагодарных избирателей, за перерезанным проводком, из-за которого целая улица теперь без воды, — схема отношения власти к обществу, причем довольно наглядная.

Мы, конечно, все любим прикидываться политологами, но если политологами не прикидываться, и порассуждать, вооружившись одним только здравым смыслом, — довольно ведь легко ответить, для чего вообще в современном мире существует власть. Только для того, чтобы облегчать жизнь гражданам. Во всех возможных сферах. Кстати, представители власти любых уровней — от какого-нибудь городского депутата и до самого Путина, — тоже любят об этом порассуждать. Более того, они ведь время от времени даже делают что-то такое, из-за чего наша жизнь становится немного более удобной. Не из одних ведь хищений, скандалов и нелепых речей состоит их работа. Даже в России. Даже сейчас.

И Москва, сколько ни ерничай, заметно похорошела в последнее время, и во многих прочих городах что-то хорошее появилось, такое, чего раньше не было. Даже и Путин, наверное, что-нибудь неплохое или хоть безвредное для россиян сделал. Навскидку придумать пример не получается, но лично я такую возможность не исключаю. Можете записывать в соловьи режима, если хотите. Ну, и злосчастная эта электрифицированная колонка — разве это плохо? Хорошо ведь, что старушкам не давить приходилось на железную рукоятку, качая воду. Что достаточно стало просто нажать кнопку.

Вот только у российской власти всех уровней есть два неприятных свойства. Во-первых, действия, которые действительно облегчают жизнь граждан, — совсем не главная часть ее работы. Часто — так и вовсе побочный эффект, случайность. А во-вторых, сделав что-то полезное, представители власти любого калибра относиться к этому начинают не как к естественному результату своих занятий, а как к невероятному благодеянию, за которое жалкие людишки должны их вечно благодарить. Кланяться и благодарить.

Я оттого и уцепился за историю с колонкой в маленьком городке, что здесь это очень уж хорошо видно. Ну знаете, как в упрощенной модельке сложного механизма, из тех, которые школьникам на уроках показывают.

Депутат сделал полезное дело. Это, вроде бы, совсем обычная вещь. Это ровно то, чем и должен он заниматься. Но нет. Он-то думает по-другому. Он о своем благодеянии не забыл, и, обидевшись на неблагодарных избирателей, сделанное порушил. 

Я думаю, что более высокого полета государственные птицы в этом смысле ничем от разжалованного депутата Курилова не отличаются. И они точно так же уверены, что случайно сделанные в короткие минуты отдыха от скандалов, нелепых речей и расхитительства полезные дела — это не естественное что-то, а невероятные подарки жалким человечкам, которые, конечно, никаких подарков не заслуживают. И если удастся их когда-нибудь от власти оттереть — будут точно так же обижаться, и, может быть, попытаются испортить то, что сделали. Собянин станет по ночам рельсы разбирать на МЦК, а Путин…

Не знаю, что Путин. Ну, допустим, выпилит с Ютуба все корявые мультфильмы про наши новейшие ракеты. Потому что мы, неблагодарные, такой красоты недостойны.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.