in

Влада Шевченко: «После строгого домашнего ареста “самоизоляция” не так тяжело дается»

Влада и Анастасия Шевченко. Фото: Елена Колмыкова / Facebook

Пятнадцатилетняя дочь ростовской активистки Анастасии Шевченко, которую сейчас судят по обвинению в участии в работе организации, признанной в России нежелательной, вот уже больше года ведет в Facebook блог «Хроники домашнего ареста». Там она сообщает новости о жизни своей мамы, которой запрещено пользоваться интернетом. Влада рассказала обозревателю «МБХ медиа» Зое Световой о том, что для нее было самым тяжелым за этот год, зачем нужна собака и чем карантин лучше домашнего ареста. 

Ваша мама почти год была на строгом домашнем аресте. Помните свои первые впечатления, ощущения. Как это было?

Очень тяжело было, но самое начало плохо помнится. Все мысли были заняты тем, что будет дальше. Тогда сложно было планировать на будущее, потому что все зависело от того, какую меру пресечения дадут маме. И вот, мама дома, но заболела Алина (старшая дочь Анастасии Шевченко 18-летняя Алина умерла 31 января 2019 года в больнице — следователь отпустил Анастасию попрощаться с дочерью в реанимации. — «МБХ медиа»). Это был переломный момент. Первые два-три месяца были самыми сложные, потому что раньше все было построено на маме. Все ее заботы и обычные бытовые обязанности переходили на нас.

— Жаловалась ли мама на то, что не может выйти из дома, общаться с друзьями?

— Никогда мама не жаловалась. Может, это я воспринимаю ее как сильную женщину, но не помню, чтобы она жаловалась. Я видела, что ей тяжело, но она не говорила нам об этом. 

Анастасия Шевченко с сыном. Фото: Влада Шевченко / Facebook

— Что больше всего ее беспокоило?

Конечно, маму беспокоило, что с ее уголовным делом нарушают наши с братом и бабушкой права. Не можем пригласить друзей домой, вызвать на дом врача, возникают проблемы с дополнительными внешкольными кружками и другими нашими занятиями. Но меня это не беспокоило почти. Дело против мамы — это дело против всей нашей семьи. Мы и гулять реже стали, хотя в этом нас не ограничивали. Поначалу не было настроения, желания. Маму поддерживали. Потом сами гулять стали, хотя привыкли обычно гулять именно с ней.

 Пару месяцев назад маме смягчили условия домашнего ареста, теперь она может выходить на улицу, гулять с собакой. Пока школы работали, ей суд разрешил отводить сына в школу. Как вы все это восприняли? 

— Это было очень неожиданно и приятно. Жалко, что после заседания пришлось ждать полторы недели, хотелось погулять в тот же день. На первой прогулке было непривычно. Раньше мы с мамой выходили на улицу только в суд, следственный комитет, с какой-то целью. А тут ты просто идешь куда захочешь, без надзора инспектора и в свободном направлении. Круто это очень. 

— И вот новая напасть: самоизоляция. Какие были первые ваши впечатления? Для вас для всех — это новый домашний арест или хуже? 

— Самоизоляция — это важно. Нам теперь легко дается сидеть дома, но так или иначе мы должны ходить за продуктами и выгуливать собаку. Стараемся как можно меньше выходить из дома. Не сказала бы, что самоизоляция хуже. Сейчас нет такого строго карантина, да и за выход не посадят. Это вынужденная мера, но она важна, чтобы вирус не распространялся, чтобы защитить себя и своих близких. А мамин домашний арест для чего? Никакой угрозы обществу и уж тем более стране она не несет, поэтому и смысла в ее аресте нет. А вообще, после строгого домашнего ареста самоизоляция не так тяжело дается, да и от нее польза есть, в отличие от ареста.

— Сформулируйте, пожалуйста, несколько правил, как устроить себе жизнь во время домашнего ареста?

— В домашнем аресте очень важны отношения с семьей. Если у вас никого нет, запрещены прогулки, будет тяжко. Не сможете банально вынести мусор, купить продуктов и поговорить с кем-то. Хорошо бы завести домашнее животное, хоть какой-то компаньон. Сидеть дома довольно скучно, нужно найти свое хобби, чтобы отвлечься и скоротать время. Мама учит языки, занялась садоводством на подоконнике, читает кучу книг и пишет свою, занимается спортом. Летом можно помыть окна. Так и обзор улучшится, и воздухом подышите. По выходным мы любим играть в настольные игры. Мама с Мишей занимается английским, она параллельно учит голландский, повторяет французский. Дома сидеть не сложно, учитывая, что мы с собакой гуляем три раза в день, все по очереди. 

— В школу идти не хочется? 

— Вроде привыкли к домашнему образу жизни, но я уже очень хочу в школу, затянулись каникулы. Скучаю по друзьям, учителям, всей этой школьной атмосфере. Мне совсем не нравится этот карантин, я последний год в школе (Влада учится в девятом классе, собирается поступать в колледж. — «МБХ медиа»), осталось всего пару месяцев, не хочется уходить. Еще и выпускной срывается, по всей видимости. 

— Как вы относитесь к тому, что начало судебного процесса отложено на неопределенное время? Это для вас время — побыть с мамой, потому что ведь не исключено, что ей могут вынести реальный срок. Или лучше пусть скорее начнется суд? 

— Мне, да и никому в нашей семье не нравится, что так затягивают с судом. Хочется, чтобы поскорее все закончилось, вместе съездить на отдых. Но сейчас пандемия, и мы никуда не спешим.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.