На портале «ТНТ премьер» вышел последний эпизод сериала «Год культуры». Начиная смотреть финальную серию, я расстраивался от того, что он заканчивается, а ближе к ее концу стал грустить из-за того, что заканчивается он именно так. Развязка сериала заставила меня изменить свое мнение о нем.
Последние два с половиной месяца серии «Года культуры» выходили раз в неделю, и каждую среду я точно знал, как закончится мой день. «Год культуры», как и вышедший чуть раньше на том же «ТНТ премьер» «Звоните Ди Каприо», совсем не похож на привычные российские сериалы. Он по-настоящему смешной, причем по-разному — смех здесь вызывает и отличная игра актеров, и совершенно неожиданные сюжетные повороты, и спрятанные в некоторых кадрах отсылки к окружающей действительности.
Дело в сериале происходит в провинциальном российском городе Верхнеямск. Чиновника министерства образования Виктора Сычева (персонаж Федора Бондарчука, который с этой ролью справляется очень убедительно) отправили сюда выводить в топ-100 вузов местный филологический институт. Это произошло после прямой линии Владимира Путина, где к нему обратилась преподавательница этого института Софья Белозерова с просьбой восстановить былую славу этого учебного заведения. Столкновение Сычева с верхнеямскими реалиями и его попытки выбраться оттуда в Москву и становятся канвой «Года культуры».
Есть ощущение, что ближе ко второй половине сериала сценаристы почувствовали себя совсем свободно. «Из классики что-нибудь: «Денег нет, а вы держитесь”», — цитирует чиновник Сычев чиновника Медведева. Он же спонсирует расследование против преподавательницы Белозеровой, захватившей власть в институте, под названием «Она вам не Сонька». В сериале вообще много смелой, а главной остроумной сатиры. Так, например, выглядит кабинет коммуниста, баллотирующегося в губернаторы Верхнеямска:
«Год культуры» часто сравнивают с еще одним сериалом ТНТ, «Домашним арестом». Действительно, завязка в обоих очень похожа. Высокопоставленный чиновник (в одном случае это глава департамента образования, в другом — мэр города) попадает в непривычные для него условия, будь то: коммунальная квартира, провинциальный город, статус обвиняемого или должность заведующего кафедрой в филологическом институте. Соответственно и темы для шуток у обеих комедий часто пересекаются. Однако, «Год культуры», на мой взгляд, остроумнее. Сериал удивительно хорош на протяжении ровно 19 серий из 20.
К концу «Года культуры» Сычев и Белозерова оказываются на одной стороне и пытаются спасти здание института от сноса. Преподавательница для этого отправляется в Москву, где пытается попасть на прием к президенту. Ей это удается и президент, вникнув в проблему, поняв всю ее серьезность, естественно, решает ее одним звонком. Институт спасен, все довольны.
Авторы «Года культуры» смеются над всеми: государственными деятелями, полицейскими, сотрудниками института, региональными властями, их политическими оппонентами. И все они разные — плохие, хорошие, коррумпированные, честные. Тот же персонаж Бондарчука проходит путь от московского чиновника с мигалкой, квартирой с видом на Кремль и дачей где-то неподалеку от кооператива «Озеро», до человека, готового лечь под самосвалы, чтобы не допустить снос Верхнеямского филологического института.
Однозначный персонаж в сериале один — Владимир Путин. С его решения «Год культуры» начинается, и им заканчивается. Он, как выясняется, просто не всегда видит ту несправедливость, которая происходит в стране. Ему просто надо сообщить об этом, а уж он как-нибудь вмешается.
Если бы «Год культуры» был 19-серийным, он был бы одним из лучших российских сериалов последнего времени. Но восторженное впечатление от него, к сожалению, перечеркивает концовка.