В России столько сажают самых разных людей, что я даже не представляю, какой после этих посадок можно собрать потом урожай.
Диапазон сидящих широчайший. Только три громких дела последних дней – это почти шестьдесят лет разницы между фигурантами.
Строго говоря, только одно из этих дело было «свежим». Льву Пономареву дали сперва 25 суток ареста, потом скостили до 16 дней в изоляторе. Одно решение гуманнее другого. 25 суток – можно выйти к Новому году, а 6 суток – к так называемому «католическому Рождеству». Хотя на самом-то деле Льву Александровичу вообще нечего делать в изоляторе – ни одного дня, ни одной минуты!
Человек сел за то, что защищал Конституцию. Которая дает нам право на свободные собрания и шествия. Мы не просим разрешения – мы уведомляем. Нам не могут этого запретить и уж точно не могли запретить в данной конкретной ситуации. Не должно быть никаких «согласований». Отказ в согласовании – это и есть нарушение Конституции. И наказывать надо не тех, кто устраивает несогласованные акции, а тех, кто их не согласовывает.
И ладно бы ещё сама акция сопровождалась какими-то беспорядками. Так ведь нет же! Прошло всё мирно, а отдельные инциденты случились уже после завершения и к ней отношения уже иметь не могли. Так за что же посажен человек? За абсолютно законную мирную акцию! А попутно еще и за репост. Хотя власти как будто пообещали нам, что практика посадок за лайки-репосты прекратится.
Это такая новая тактика. Говорят, что не надо кошмарить артистов, и продолжают отменять концерты. Не надо сажать за репосты – и продолжают сажать. Надо проявить гуманизм в деле “Седьмой студии” – и устраивают проверку у Сокурова. А мы попутно размышляем, где же принимаются решения? Якобы сажает всех ФСБ, а в Администрации президента потом начинают работать «добрые следователи». То песни Хаски скачают, придут в восторг и отпустят парня на волю, то над Пономаревым сжалятся и скинут пожилому человеку аж 9 дней ареста.
Между тем, Лев Пономарев попал за решетку, в том числе, в связи с делом «Нового величия». И по этому позорнейшему делу аресты продлили аж до середины марта. То есть к Женскому дню девочки на свободу не выйдут. И нам предлагают как невероятное благодеяние рассматривать то, что их хотя бы под домашний арест ранее перевели.
Я понимаю мотивацию тех, кто такие дела придумывает. С «Новым величием» же все от и до нарисовали провокаторы из спецслужб. Им надо оправдывать собственное существование. Им нужны экстремисты, террористы, радикалы, чтобы получать зарплаты и желательно все большие и большие. Им нужны и награды, и почет, и объяснение, что же у них за работа такая опасная, что их не коснется даже пенсионная реформа, и они с отличным содержанием смогут уходить на отдых намного раньше тех, кто до 65 лет будет ждать копеечных пособий от государства.
Очень показательно, что по «Новому величию» наказывают ребят, которым нет еще и двадцати, а защищающему их Льву Пономареву – 77! Государство и суд дают понять, что возраст им не помеха. Что не будет скидок ни на юность, ни на старость. Да вообще ни на что скидок не будет. Больных, здоровых, молодых, старых – всех можно и даже нужно сажать! И даже нет желания дистанционно копаться в больном государственном мозгу, чтобы найти там скрытые причины жестокости.
И какая разница, дает ли команды лично Путин или какой-то особый отсек в Администрации, или ФСБ уже само всем управляет в стране. Или это следователи и судьи занимаются самодеятельностью, уловив тренд – чем жестче, тем лучше. Суровый приговор в крайнем случае смягчим, а вот за мягкость могут и самого судью или следователя наказать.
В эти же дни арест продлили и всей компании футболистов Мамаева и Кокорина. Эта история к политике никакого отношения не имеет. Вот этих двоих (а на самом деле четверых!) было за что изолировать. У кого есть глаза – те сами всё прекрасно видели. Однако даже в этом деле суд умудряется занять нелепую позицию и принять постыдное решение. Ведь почему арест продлили? Потому что не все экспертизы завершены. Как, кстати, и с «Новым величием». Какие же экспертизы там проводят и как, если их месяцами никак завершить не получается?
А еще Кокорин и Мамаев якобы могут, выйдя на свободу, продолжить преступную деятельность и скрыться за границей. То есть, по мнению суда, эти граждане, оказавшись на воле, немедленно возьмутся за стулья и начнут тут же кого-то бить в ближайшем кафе, а потом убегут куда-нибудь на Украину?
Люди видят такое решение, слышат такие объяснения и начинают поневоле симпатизировать Мамаеву и Кокорину, которые, на самом деле, по-человечески не заслуживают симпатий. Но всякое наказание должно быть адекватно поступку. А получается, что суды уже в принципе не могут ничего адекватно оценить, и решения их зависят то от конъюнктуры, то от карьерных соображений, то от распоряжений откуда-то сверху. Где-то наверху кто-то подумал, что лучше футболистам пока посидеть – и они сидят. А если передумают, то судьи немедленно забудут про экспертизы и угрозу побега за пределы России, и в тот же день всех отпустят.
Мы сейчас действительно пришли к тому состоянию общества, когда ни один человек от тюрьмы зарекаться не может. Даже если старательно стремится соблюдать все законы и правила и не высовываться. Правосудие превратилось для граждан России в лотерею. Как говорится, хорошо сидим!