Прошло 10 лет со дня убийства «убежденного врага Аллаха» иерея Даниила Сысоева. Как православные и мусульмане ведут диалог сейчас?

Пришел ли кто-то на замену иерею Даниилу Сысоеву и существует ли необходимость острой полемики между православными и мусульманами в настоящее время — нам рассказали православный и мусульманский богословы.

Поздно вечером 19 ноября 2009 года в московском храме Святого апостола Фомы его настоятель, иерей Даниил Сысоев принимал исповедь у одного из работников своего прихода. В этот момент в храм зашел мужчина. «Где Сысоев?», — кричал он, как рассказывали потом в «Коммерсанте». Сысоев отозвался на крик и был убит выстрелом в голову.

«Сегодня, вы будете смеяться, но мусульмане опять пообещали меня убить. Теперь уже по телефону. Ну надоело. Уже 14-й раз. Я уже привык, а то раньше это напрягало. А так Бог не выдаст, ислам не съест», — писал Сысоев на LiveJournal за полтора месяца до гибели.

«Убежденный враг Аллаха, поносящий ислам», — как сообщала «Газета.ru»,  так говорили о Данииле Сысоеве исламские экстремисты, взявшие на себя ответственность за убийство священника.

«Ислам это лжепророчество, вдохновленное извечным врагом рода человеческого Мохаммедом», «Коран не дает человеку сил творить добро и потому бесполезен» — эти тезисы из многих выступлений священника приводил «Коммерсант», сообщая о нескольких сотнях мусульман, крещеных в православие Сысоевым.

Сысоев вел полемику не только на страницах своих книг. С мусульманским богословом Али Вячеславом Полосиным, например, он провел два публичных диспута.

После смерти Сысоева Полосин больше ни с кем не дискутировал. «Как-то в этом уже не было необходимости. На этих двух диспутах были более-менее позиции сторон выяснены», — рассказал Полосин «МБХ медиа». На вопрос, связана ли стагнация публичной полемики между православными и мусульманам со смертью Сысоева, Полосин ответил отрицательно. «Это совершенно неправильный вывод, с которым я абсолютно не согласен, в церкви полно компетентных людей, которые могут и диспуты вести и просто выступать», — объяснил Полосин . 


«Трагедия, которая произошла, конечно, она и на меня психологически повлияла, потому что я с уважением отношусь к своему бывшему оппоненту», — сказал богослов. «Просто убедились, что в этом нет пользы, что есть необходимость узнавать друг друга. Не столько вести полемику, сколько, наверное, заниматься неким сравнением, некоторым сравнительным богословием. В сравнительном богословии польза есть. Выяснить: как у них и как у нас. Естественно, с добрыми намерениями. Полемика в данном случае непродуктивна», — считает Полосин.

С ним полностью согласен и православный богослов Андрей Кураев. «Не надо противопоставлять и критиковать, это должна быть положительная и честная компаративистика, а не карикатурное изображение», — сказал Кураев «МБХ медиа».

Острота мусульманско-православных отношений в конце 2000-х, по мнению Кураева, связана скорее с личностью Даниила Сысоева. Продолжателей его дела Андрей Кураев сейчас не видит. «К счастью, не могу назвать, потому то все-таки некоторые его суждения были некорректны, так скажем. Я считаю, что отца Даниила надо канонизировать как мученика, при этом не согласен со многими его суждениями, в том числе об исламе», — сказал Кураев.

У Сысоева ярких продолжателей не появилось, но полемика между двумя религиями все еще жива. По крайней мере, с одной стороны. «С мусульманской стороны [полемика] несомненно в активе. Скорее всего, это делают неофициальные имамы, квартирные, что называется, но они, тем не менее, достаточно популярны».

В 2018 году прошел публичный диспут между правоcлавным христианином Дмитрием Захаркиным и мусульманином-суннитом Али Шабайкиным. Его видеозапись доступна во «Вконтакте».

«Зная, что Дмитрий является последователем о. Даниила, Али предвидел это и заранее изучил все контраргументы. С моей точки зрения, большим достоинством этого диспута является демонстрация полной несостоятельности последователей отца Даниила вести адекватный диалог с мусульманами. Я надеюсь на то, что в будущем этим будут заниматься люди, имеющие образование арабистов и исламоведов», — написал в своем отзыве на диспут востоковед Алексей Макаров. Макаров также назвал Шабайкина «единственным исламским апологетом, вступающим в публичные дискуссии с христианами в русскоязычном пространстве».

Как рассказал «МБХ медиа» Алексей Макаров, всего у Шабайкина состоялось три диспута с православными. В 2017 году он дискутировал с Филиппом Чэмпионом, автором ряда публицистических статей о христианско-мусульманском диалоге. Видеозаписи диспута доступна в двух частях (часть 1 и часть 2). В феврале 2019-го Шабайкин встречался с православным апологетом Давидом-Амиром Садуром.

Давид-Амир Садур, как и Сысоев, имеет татарское происхождение. Но «вторым Сысоевым» его назвать трудно. «После провального диспута с Филиппом Али старался выбирать соперников послабее, чтобы не допустить повторения своего фиаско. С таким же успехом он мог бы проводить диспут с церковными сторожами или бабушками-свечницами», — высказал свое мнение о диспуте Шабайкина с Давидом-Амиром востоковед Макаров в разговоре с «МБХ медиа».

На официальном уровне между мусульманской и православной конфессиями установлен дружественный тон. Например, патриарх Кирилл в октябре 2019 года награждал орденом преподобного Серафима Саровского I степени азербайджанского религиозного деятеля Шейха-уль-ислама Аллахшукюра Пашазаде, а верховный муфтий России Талгат Таджуддин поцеловал православные иконы на одном из публичных мероприятий. Об этом в Facebook сообщала группа «Исламские мировые новости».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться