in

Счетная палата: 20% малоимущих россиян не получают социальной помощи

Счетная палата
Здание Счетной палаты России. Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ

Государственная политика по снижению уровня бедности в России оказалась не очень эффективной, подсчитали в Счетной палате. По мнению аудиторов, каждое пятое домохозяйство в России, нуждающееся в помощи, не получило государственной поддержки и социальных выплат в период с 2014 по 2018 годы.

Глобальные планы

Цель по снижению уровня бедности в стране с 13,2% до 6,6% была впервые сформулирована президентом Владимиром Путиным в 2018 году. Достичь таких результатов власти планировали к 2024 году. В этом году сроки по реализации всех национальных проектов из-за пандемии были перенесены на 2030 год. 

Счетная палата совместно с экспертами Центра перспективных управленческих решений (ЦПУР) проанализировала государственную политику, направленную на снижение бедности, и пришла к выводу, что она недостаточно систематизирована, ей не хватает доказательной базы и адресности, чтобы оказать заметный эффект на финансовое благополучие россиян.

По оценкам Росстата, по итогам первого полугодия 2020 года в России за чертой бедности проживало 19,4 миллиона человек — на один миллион больше, чем в январе-марте этого года или год назад. К этой категории федеральная служба государственной статистики традиционно относит людей, чьи ежемесячные доходы ниже величины прожиточного минимума — в среднем 11,5 тысяч рублей по России. Каждый регион устанавливает его поквартально самостоятельно. 

Главной проблемой, с которой столкнулись аудиторы из Счетной палаты при проведении исследования, стало отсутствие отдельного документа или комплекса мероприятий, направленного на достижение цели по сокращению уровня бедности в стране. Именно поэтому им пришлось учитывать все меры государственной политики, которые могли косвенно повлиять на реализацию этой задачи. 

«Трансформационные механизмы влияния мер госполитики на итоговые эффекты достижения национальных целей в ключевых стратегических документах не описываются», — резюмировала директор департамента исследований и методологии Счетной палаты Дарья Цыплакова. 

По подсчетам палаты, за последние годы на реализацию национальной цели по росту реальных доходов и снижению уровня бедности были направлены 992 мероприятия. Однако их результативность ранее никогда экспертно не оценивалась.

Семья в подземном пешеходном переходе в Москве
Фото: Игорь Иванко / Коммерсантъ
Недостаточная помощь

Самой эффективной мерой по борьбе с бедностью аудиторы назвали введение пособий на детей до трех лет и от трех до семи лет. С 2018 года в России действует закон о ежемесячных выплатах на первого и второго ребенка. Это вид господдержки, который могут получать семьи с доходом не более двух региональных прожиточных минимумов на каждого члена семьи. С 2020 года выплату можно получать до трехлетия ребенка. К примеру, семьи из Москвы, которые обратились с заявлением в 2020 году, получают по 15,2 тысячи рублей на ребенка в месяц. В Тульской области — 10,4 тысячи рублей, а в Волгоградской области — 10,1 тысячи рублей.

Право на получение пособия на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно имеют семьи, чьи суммарные доходы до вычета налогов не превышают величину прожиточного минимума. Ежемесячные выплаты в таком случае составляют половину от величины прожиточного минимума для детей, установленных в конкретном регионе. К примеру, в Москве в 2019 году такие семьи могли рассчитывать на 7,6 тысяч рублей.

Как отмечается в докладе Счетной палаты, данные пособия направлены преимущественно на малоимущих россиян, так как основная часть из них имеет семьи и детей. Однако, по мнению аудиторов, эта поддержка недостаточна. По оценке палаты, с 2014 года по 2018 год каждое пятое малоимущее домохозяйство находилось за пределами государственной социальной политики, не получая никаких поддерживающих выплат от государства.

Из исследования следует, что существенная часть реализуемых государством социальных программ вообще не влияет на уровень бедности в стране или этот эффект не был доказан, несмотря на значительные финансовые вливания. Так, например, сомнения у Счетной палаты вызывает предоставление социальных контрактов на поиск работы и переподготовку. 

По мнению экономиста и ведущего научного сотрудника МГУ Андрея Колганова, неэффективность государственной социальной политики в борьбе с бедностью заключается в том, что некоторые критерии предоставления социальной помощи довольно размыты и нуждаются в уточнениях. 

«Одной только социальной помощью эту проблему преодолеть вообще невозможно. Нужно увеличивать базовые доходы граждан, минимальный размер оплаты труда и общий уровень зарплат по стране, нужно менять структуру рабочих мест в пользу более высокооплачиваемых, сокращать низкооплачиваемые. Все эти меры работают только в комплексе, выдача тех или иных пособий не приближает страну к сокращению уровня нищеты и малоимущих граждан», — рассказал Колганов. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.