in

Демократия только для белых и старых: что не так с выборами в США

81-летняя Вирджиния Элвуд-Акерс во время досрочного голосования в Лос-Анджелесе
Участница досрочного голосования в Staples Center в Лос-Анджелесе. Фото: Damian Dovarganes / AP

3 ноября американцы будут выбирать нового президента страны. Но не все. У значительной части населения права избирать главу государства фактически нет. Одни не могут проголосовать потому, что не имеют нужных документов, другим закрывают избирательные участки, у кого-то голоса крадет почта, а некоторые граждане и вовсе лишены права голосовать пожизненно. Это не считая классических инструментов манипуляции электоратом и того, что голосование уже осложнила пандемия коронавируса. «МБХ медиа» рассказывает, как на время выборов США возвращаются в XIX век и почему права голосовать лишаются меньшинства, молодые люди и темнокожие.

Было обычное октябрьское утро 2016 года — последние недели перед выборами президента США. Сотрудники проекта помощи регистрации избирателей штата Индиана (Indiana Voter Registration Project) в Индианаполисе были в своем офисе, когда около 10:45 утра в помещение через черный ход ворвались полицейские. Они заявили, что у них есть разрешение на обыск и что он связан с фальсификацией голосов на предстоящих выборах. За отказ сдать телефон одного из темнокожих сотрудников заковали в наручники. Уже спустя два часа силовики выносили из офиса компьютеры, телефоны и документы организации — все это снимали на камеры местные телевизионщики. 

«Фальсификация голосов существует, Дана», — сказал тогда Майк Пенс, будущий вице-президент Трампа, в интервью корреспондентке CNN Дане Баш.

После этого интернет наводнили видео и статьи о фальсификации голосов (voter fraud — буквально «мошенничество избирателей»). Больше всего тему такого мошенничества педалировал Дональд Трамп: он регулярно заявлял, что в выборах 2016 года миллионы избирателей проголосовали незаконно. Продолжает он это говорить и сейчас, на нынешних выборах. 

Недавно избирательный комитет в Огайо по ошибке выпустил 250 тысяч некорректных бланков для голосования на дому (и успел разослать часть). Трамп в Twitter заявил, что это доказательство мошенничества. На самом деле в комитете сломался сканер. Машину сразу отключили от работы, и в итоге всем, кто получил неправильные бланки, уже выдали новые. Но Трампа это не останавливает: он продолжает говорить, что голоса фальсифицируются по всей Америке. Даже если большинство исследований на эту тему показывают, что случаев подобного мошенничества в США очень, очень мало.

Обыск в Индианаполисе закончился ничем: никакого разбирательства не было. Хотя нарушения действительно были — за несколько недель до обыска сотрудники организации заметили, что несколько волонтеров вносили в списки на регистрацию избирателей несуществующие имена. Это уголовное преступление, и сами сотрудники проекта, узнав об этом, отбирали списки с несуществующими фамилиями, чтобы доложить об этом в полицию. Кто были эти волонтеры и зачем они вносили выдуманные имена в списки, никто до сих пор не знает. Возможно, это была провокация одной из сторон, чтобы медийно повлиять на решения электората.

По индексу неприкосновенности электората (electoral integrity index) США находится примерно на том же уровне, что Монголия, Румыния и Молдова — 61. В других развитых демократиях этот показатель существенно выше: 86 в Дании, 81 в Германии, 79 в Нидерландах. У России — 47. Всего на 14 пунктов ниже, чем в Штатах.

Хотя непосредственной фальсификации голосов на американских выборах действительно мало, у разных политических сил есть множество способов лишать людей избирательного права. Их столько, что многие просто перестают этим правом пользоваться: на президентских выборах 2016 года проголосовали всего около 55% американцев. Для сравнения, в Бельгии на выборах в парламент явка 87%, а в Южной Корее — 78%. 

В последние годы кризис достиг такого масштаба, что его стали называть новым подавлением избирательного права — по аналогии с теми годами XX века, когда темнокожих избирателей всеми возможными способами не допускали до голосования. Тогда голосующего афроамериканца могли отправить проходить тест на грамотность, и задавать ему там вопросы, на которые нет правильных ответов: например, сколько зерен кукурузы в банке или сколько пузырей получится из куска мыла. Сейчас подобные уловки запрещены, но американские политики смогли придумать новые — такие, что значительная часть американского населения проголосовать просто не может.

Регистрация

Для того, чтобы проголосовать на президентских выборах, гражданам США нужно регистрироваться. Автоматически этого не происходит. Регистрация — это первый этап отсеивания голосующих: во многих штатах она сделана очень неудобно. Например, в Техасе нельзя зарегистрироваться онлайн, и надо приезжать в пункт регистрации в рабочие часы — что может быть особенно некомфортно для тех, кто много работает, беден, вынужден подрабатывать после основной работы и не располагает свободным временем. 

В других штатах на регистрацию могут ставить дедлайны: если ты не успел по какой-то причине зарегистрироваться, то свой голос ты отдать никому не сможешь. Для страны, где применяются различные методы политической борьбы, это может стать проблемой. Дезинформация на этапе регистрации и голосования — один из способов увода избирателей с участков. Например, во время выборов в сенат штата Висконсин в 2011 году, консервативная политическая группа Americans for Prosperity разослала избирателям-демократам электронное письмо, в котором указала неправильный дедлайн для регистрации на выборы. Избиратели, поверившие письму, пропустили дедлайн и их голоса не были засчитаны.

Идентификация

Но главная проблема, связанная с регистрацией — это подтверждение личности. Какие именно документы могут засчитываться в качестве идентификации, решают власти штата. И именно здесь начинаются главные дискриминационные решения, позволяющие консервативным силам лишать голоса темнокожих и других представителей меньшинств.

Дело в том, что в США у многих граждан нет паспорта, поскольку он используется в основном для поездок за границу. Личность чаще всего подтверждают разными ID-документами — водительскими правами, студенческим или страховым удостоверением. В последние годы, после отмены в 2013 Закона об избирательном праве, несколько традиционно республиканских штатов ужесточили требования к идентификационным документам. Например, постановили, что они обязательно должны быть с фотографией: при том, что в США около 7% жителей вообще не имеют ID-документов с фото, и число таких людей существенно больше среди темнокожего и латиноамериканского населения. 

Каждый раз, когда в США начинаются дебаты об ужесточении идентификации на выборах, его сторонники говорят, что это нужно, чтобы предотвратить мошенничество. Но многочисленные исследования вновь и вновь подтверждают, что процент нарушений, связанных с ID-документами, минимальный. По сути ужесточения правил идентификации — это инструмент, который может быть точечно использован против конкретных групп населения, чтобы лишить их избирательного права.

Например, в Техасе на выборах 2016 года подтверждать личность можно было с помощью разрешения на ношение оружие, а вот студенческими ID воспользоваться было нельзя. При этом в Техасе оружие (и разрешение на него) есть обычно у белых, а студенческие билеты в качестве единственного документа — у этнических меньшинств. Около 600 тысяч жителей Техаса в 2016 году просто не имели необходимых для голосования документов. И хотя это вызвало тогда довольно большой скандал, на момент выборов 2020 года законы штата не изменились.

Участок для голосования

Даже если вам все-таки удалось зарегистрироваться, это еще не значит, что все препятствия пройдены и вы сможете без проблем проголосовать. Как минимум потому, что проблемой может быть даже добраться до пункта голосования. С 2012 года в США закрылось более 1600 участков для голосования, большинство из них в штатах, имеющих историю дискриминациии на выборах. Например, 214 участков закрылось в штате Джорджия, 320 в Аризоне и 760 в Техасе.

Раньше эти штаты не могли менять правила голосования и закрывать участки без одобрения федеральных властей. В 1965 году, после нескольких лет борьбы темнокожего населения с дискриминационными тестами на грамотность при голосовании, был принят Закон об избирательном праве (Voting Rights Act), который гарантировал соблюдение избирательных прав темнокожего населения в южных штатах. Но в 2013 году Верховный суд США признал этот закон недействительным — и с этого года все эти штаты стали менять свои правила голосования. Тогда же началось массовое закрытие участков.

Теперь для того, чтобы просто проголосовать, многим жителям этих штатов приходится проезжать мили до участка. И попасть на них нужно в рабочие часы, скорее всего, постоять там в гигантской очереди из-за коронавируса, потратив на это массу времени и сил.  Журналисты отдельно обратили внимание на то, что в ряде случаев закрытие участков для голосования проходило в округах, где проживает темнокожее население.

Голосование по почте

В США есть несколько способов оставить свой голос за кандидата. Кроме личного присутствия на участке, это может быть голосование на дому. Можно получить, заполнить и отправить обратно почтой избирательный бюллетень, а можно отнести его потом на избирательный участок. Голосование на дому возможно не во всех штатах (по крайней мере, без особых причин), но из-за пандемии этим способом воспользовалось уже рекордное количество американцев: более четырех миллионов человек, по подсчетам Reuters.

Проблема в том, что за несколько месяцев до выборов американская почта была практически выведена из строя. На почте постоянно происходят задержки, сбои, потери посылок и писем — а все потому, что незадолго до этого службе существенно уменьшили финансирование, и по всему ведомству прошли сокращения. В июне почту возглавил республиканец и сторонник Трампа Луи ДеДжой. Именно он провел масштабную реструктуризацию и сокращение финансирования в ведомстве, которое уже через пару месяцев после этого должно было принимать участие в электоральном процессе. 

Связано ли это с падающими шансами Трампа и было ли это сделано специально, не ясно. Но теперь многие американцы просто боятся полагаться на почту и голосование на дому: бланк или не дойдет до избирательной комиссии до дедлайна и голос потеряется. Некоторые проголосовавшие на дому даже пытаются возвращать бюллетени на участки — но и это не просто. В Техасе, например, на целый округ (county) может быть всего один участок, куда можно сдать эти бланки.

Еще одна проблема с голосованием по почте в том, что ваш бюллетень могут посчитать недействительным. В каждом штате куча собственных правил, как отправлять документ по почте: например, где ставить подпись, в каком конверте возвращать и даже какой ручкой заполнять бланк. На каждых выборах тысячам людей отказывают в регистрации бюллетеней по почте из-за неправильно оформленных бланков.

Но даже если вы все оформили правильно, ваш бюллетень по-прежнему могут не засчитать: например, если подпись не будет по каким-то причинам совпадать с той, которая имеется в базе данных. При этом есть доказательства, что некоторым группам населения гораздо чаще отказывают в регистрации бюллетеней по почте, чем другим. Это впервые голосующие, молодые люди и представители меньшинств. 

В части штатов подписи обрабатывают машины, в других человек. Если большое количество отказов среди впервые голосующих и молодых можно попытаться объяснить тем, что эти избиратели еще плохо знакомы с процессом и мало пишут руками, то этнические меньшинства не могут проголосовать, по-видимому, из-за расизма. Во время праймериз во Флориде в этом году было проведено исследование: выяснилось, что латиноамериканцы и темнокожие избиратели получают отказы в регистрации голоса по почте почти в два раза чаще, чем белые граждане.

Голос, кстати, могут не засчитать во время подсчета

Если каким-то образом вы прошли через все бюрократические препоны и успешно проголосовали, это еще не гарантирует, что ваш голос будет засчитан. В 2005 году, чтобы бороться с фальсификацией, в ряде штатов была введена система Crosscheck System — с помощью нее должны были перепроверять голоса тех, кто мог бы зарегистрироваться больше чем на одном избирательном участке и удалять нарушителей из списков проголосовавших. Эту систему использовали во многих штатах, хотя несколько исследований показали, что в 99% случаев система удаляла не реальных нарушителей, а случайных проголосовавших. В 2019 году Сrosscheck System из-за постоянных ошибок перестали использовать, но некоторые штаты уже думают над разработкой собственных подобных программ.

Периодически голосующие просто пропадают из списков. Для того, чтобы умершие и переехавшие в другие штаты люди не оставались в числе избирателей, данные периодически чистят — но довольно плохо. Между 2016 и 2018 годом, согласно исследованию Бреннан Центра, из списков голосующих были стерты данные 17 миллионов человек. Многие из них все еще имели избирательное право.

У некоторых права голоса вообще нет

В некоторых штатах при этом все еще остаются люди, пожизненно лишенные избирательного права. Это — преступники, отсидевшие срок в местах заключения. При этом наряду с теми, кто отсидел срок за тяжкие преступления, например, убийство или изнасилование, этого права могут быть лишены и люди, совершившие мелкую кражу или ездившие несколько раз в нетрезвом виде.

Сейчас штатов, в которых бывшие преступники лишены избирательного права на всю жизнь, всего три — Айова, Кентуки и Вирджиния. Раньше к их числу относилась и Флорида, — там этот закон отменили только в 2018 году. Такие нормы гораздо сильнее влияют на темнокожих избирателей: по этим критериям каждый тринадцатый афроамериканец лишается избирательного права, в то время как среди белых людей это один из 56.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.