in

5 конституций: как менялись права человека в России

Фото: Сергей Коньков / ТАСС

 

 

 

 

Антирелигиозная пропаганда, запрет избирательного права для нетрудовых элементов и никакого права на жизнь до 1993 года — ранние варианты Конституций существенно отличались от Основного закона, который мы имеем сейчас. 

Первая российская Конституция появилась после прихода большевиков к власти в 1918 году. Потом были еще три Конституции при советском режиме — 1925, 1937 и 1978 года, — почти все они повторяли союзные. Некоторые не очень отличались друг от друга (например, 1918 и 1925 года), а Основной закон 1937 года называли одним из самых демократичных в мире. Правда, не все нормы воплощались на практике, а некоторых базовых прав человека — например, запрета на пытки, — в этих документах не было вообще. «МБХ медиа» рассказывает историю Основного закона страны и показывает, как менялись права человека в России.

 

Без права на жизнь

С базовыми правами человека у российских Конституций долгое время были сложные отношения. С одной стороны, еще первая Конституция 1918 года давала очень много свобод: уравнивала в правах мужчин и женщин (одной из первых в мире), гарантировала свободу собраний и совести, и даже свободу вероисповеданий.

 

В 1937 году в Конституцию добавили гарантии свободы слова, неприкосновенности личности и жилья, тайну корреспонденции и частной жизни. Но мало что из этого соблюдалось. 

Например, свобода собраний и уличных шествий в Конституциях 1925 и 1937 года гарантировалась «в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя», а в иных случаях — нет. Уличные акции регулярно разгоняли, и самих мероприятий, не связанных с коммунистической партией, было мало. Последним свободным выступлением в Советском Союзе считают троцкистскую демонстрацию 1927 года. После этого «несогласованные» выступления начали разгонять, иногда с помощью оружия. В Новочеркасске забастовку рабочих в 1962 году, например, расстреляли. Погибло 26 человек, еще 87 получили ранения, вплоть до 1980-х годов информация о расстреле замалчивалась властями.

Такая же ситуация была и в свободе слова. Больше всего известен случай с закрытием журналов «Звезда» и «Ленинград» — когда за «идеологически вредные» публикации Анну Ахматову и Михаила Зощенко исключили из Союза писателей. Но на самом деле цензурой был пропитан практически весь советский режим, а люди, пытавшиеся ее обойти, становились инакомыслящими.

Несмотря на появившиеся в Конституции 1937 года слова о неприкосновенности личности, именно этот год считается годом «Большого террора» и массовых политических репрессий. В СССР была развитая пенитенциарная система, а запрета на пытки не существовало аж до 1993 года. Несмотря на то, что отдельными документами пытки все-таки запрещались, они все равно были в ходу. То же самое с неприкосновенностью жилища и тайной переписки: советских граждан массово прослушивали.

Вплоть до 1978 года в статье про свободу религии за гражданами признавалось право на антирелигиозную пропаганду. В 1978 году ее заменили на «атеистическую пропаганду» и добавили пункт о запрете возбуждения вражды по религиозному признаку. Целиком же право на пропаганду против религий исчезло только в Конституции 1993 года.

Ну и наконец до 1993 года у людей, проживающих на территории России, не было права на жизнь. Этой формулировки в Конституциях советского времени просто не существовало.

Вина, принудительный труд и повторные осуждения

 

Кроме прямого запрета на пытки, в российских Конституциях не были прописаны и базовые правила судебной защиты: равенство перед судом, презумпция невиновности и запрет повторного осуждения за одно преступление. Доходило иногда до трагикомического абсурда — в 1960-1961 годах в СССР трех валютчиков по приказу Хрущева осудили аж три раза. Случай стал известен как дело Рокотова — Файбишенко — Яковлева. Первый раз их осудили на 8 лет лишения свободы, второй раз — на 15. А третий суд состоялся после того, как власти спешно решили изменить существовавший закон и ввести смертную казнь за незаконные валютные операции. В итоге всех троих с третьего раза приговорили к расстрелу.

От принудительного труда, который теперь запрещен в Конституции РФ, в СССР никаких гарантий тоже не давалось. Более того, в 1929 году принудительный труд уголовных арестантов узаконили. Это стало началом известной системы ГУЛАГа, где труд заключенных активно использовался в советской экономике.

 

Нетрудовые элементы

 

Избирательное право в России стало всеобщим к 1937 году. А до этого из него исключались все «нетрудовые элементы»: монахи и служители церкви, частные торговцы, использующие наемный труд, агенты бывшей полиции и члены царствовавшего дома. В Конституции 1937 года право избирать и быть избираемым дали всем, независимо от предыдущего рода деятельности. При этом труд вплоть до 1978 года был всеобщей обязанностью, и только в 1937 году у граждан появилось право на отдых.

Еще во всех российских Конституциях есть воинская обязанность. Причем в документах советского времени она всеобщая, хотя на практике применялась только к мужчинам. В 1993 году в Конституцию была вписана возможность замены воинской службы на гражданскую — в случае, если по каким-то причинам (в том числе личным убеждениям) она для человека невозможна.

Конституция — это Основной закон государства, он по определению обладает высшей юридической силой. Конституция — это база законодательной системы, и законы ей не должны противоречить, но на деле все выходит иначе. В России это происходит нередко: противоречащими Конституции называют, например, законы о митингах. Похожим образом работали российские Конституции советского времени — несмотря на верховенство на территории республики, принципы Основных законов забывались на практике. Исключат ли такие противоречия новые поправки к Конституции, не известно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.