in

Антитела, Т-клетки и повторные заболевания: стоит ли ждать коллективного иммунитета к COVID-19?

Модель коронавируса. Иллюстрация: Ferrari Press / East News

 

Одновременно несколько исследовательских групп выяснили, что со временем количество антител к коронавирусу в организме уменьшается, а у некоторых переболевших уже через три месяца антитела даже нельзя обнаружить. Все это влияет на коллективный иммунитет, развития которого ждут многие страны во время пандемии. «МБХ медиа» рассказывает, что эти исследования значат для концепции коллективного иммунитета и стоит ли нам теперь его ждать.

 

В Великобритании и в Германии две независимые друг от друга группы исследователей пришли к выводу, что у части пациентов, переболевших коронавирусом, количество антител в организме со временем падает. Если в ФРГ речь шла о четырех пациентах из девяти, у кого сократилось число антител, то исследователи Королевского колледжа Лондона проанализировали больше 90 переболевших. Только у 17% из них уровень антител остался на том же уровне спустя три месяца, у большинства их количество упало — в некоторых случаях так, что вообще нельзя было сказать, что человек переболел коронавирусом. До этого подобные исследования в меньшем масштабе проводились в Китае, и результаты были такие же.

 

С одной стороны, это вероятнее всего означает, что человек может заболеть коронавирусом повторно — и такие случаи уже были. Но кроме того, новые исследования могут влиять также на создание вакцины и, возможно, приведут к пересмотру концепции о коллективном иммунитете — на появление которого многие страны до сих пор надеются.

 

Я могу второй раз заболеть?

 

На самом деле, у ученых еще нет ответов на вопрос, как именно иммунная система реагирует на коронавирус. Если основную роль в иммунном ответе играют антитела, то ответ — скорее всего, да.

 

Но дело в том, что кроме антител в создании иммунитета участвуют и другие механизмы — например, Т-клетки. Маркус Буггерт, шведский иммунолог, изучающий Т-клетки предположил, что если антитела и исчезают, то некоторые клетки в организме все-таки могут сохранять иммунную память о коронавирусе. 

 

Антитела — критический компонент иммунной системы, они таргетированно уничтожают вирус и не дают ему попасть в клетки. И именно на них обычно строится создание вакцин. Но кроме них есть еще B-лимфоциты и Т-лимфоциты, их и называют Т-клетками. Первые участвуют в создании антител, а вторые уничтожают зараженные клетки, предотвращая распространение вируса и координируют иммунный ответ. Поэтому некоторые ученые сейчас предполагают, что именно Т-клетки могут иметь решающее значение в том, что касается иммунитета к коронавирусу.

Фото: Marijan Murat / AP

Однако исследования Т-клеток гораздо сложнее, чем антител. Поэтому пока ученые основывают свои догадки на общем представлении о том, как иммунитет реагирует на разные вирусы. Самый известный вирус, в котором решающую роль играют Т-клетки, это ВИЧ — он атакует именно эти лимфоциты.

 

Тем не менее, некоторые данные анализов Т-клеток уже есть: например, в исследовании калифорнийского института иммунологии в Ла-Холья выяснилось, что во всех случаях «средней тяжести» заболевания коронавирусом у пациентов развивались Т-клетки. Их уровень коррелировал с уровнем антител. 

 

И если антитела со временем исчезают, то про Т-лимфоциты это еще исследователям неизвестно — возможно, они сохраняют память о коронавирусе и могут активировать ее при новой встрече с вирусом.

 

Вакцина или коллективный иммунитет

 

Для создания вакцины новости о том, что антитела со временем исчезают из организма переболевших, — плохие. Если антитела все-таки основной компонент иммунного ответа на коронавирус, то это означает, что люди могут инфицироваться по несколько раз сезонно, а вакцины не будут защищать их надолго.

 

«В случае инфицирования организм пытается создать наиболее подходящий уровень антител, и если со временем это означает, что их количество уменьшается за 2-3 месяца, то скорее всего, с вакциной произойдет то же самое», — объясняет Кэти Дурес, ведущий автор исследования в Королевском колледже Лондона. «Поэтому скорее всего людям придется повышать этот уровень несколько раз, так как одной инъекции может быть недостаточно».

 

Такое развитие событий вполне возможно: COVID-19 относится к коронавирусам, многие из которых вызывают обычные простуды. В таком случае иммунитет, который развивается у переболевших, будет регулярно пропадать — в вакцине вообще может не быть смысла.

 

Вторая проблема, связанная с новыми данными об антителах, это коллективный иммунитет. Для того, чтобы остановить распространение коронавируса без вакцины, нужно, чтобы как можно большее количество людей переболели коронавирусом и, получив иммунитет, перестали распространять болезнь.

 

Эта идея до сих пор популярна как среди государств, так и среди их жителей: например, в Америке молодые люди даже организовывают специальные «COVID-вечеринки», куда ходят, чтобы заразиться коронавирусом и поскорее переболеть им.

 

Но если антитела со временем исчезают, то возможность достигнуть коллективного иммунитета придется поставить под сомнение — люди просто будут терять его каждый раз, так и не достигнув нужного уровня переболевших людей, чтобы остановить распространение коронавируса. И хотя сейчас есть надежда на то, что в создании коллективного иммунитета могут участвовать как раз Т-клетки, исследований еще недостаточно: они могут предотвращать заболевание человека, но, например, не прекращать распространение вируса.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.