in

Белая ворона во ФСИН: что известно о Валерии Максименко и его задержании

Задержание бывшего замглавы ФСИН Валерия Максименко
Задержание Валерия Максименко. Кадр: СК РФ

В четверг, 26 ноября, вечером стало известно о задержании бывшего замглавы ФСИН Валерия Максименко — он обвиняется в злоупотреблении полномочиями, а ущерб от его действий следствие оценило в 189 миллионов рублей. Тюремное ведомство Максименко покинул еще в марте, но о нем хорошо помнят до сих пор. На своей должности он запомнился открытостью в общении с прессой, при этом не раз допуская спорные заявления. Рассказываем о противоречивой фигуре бывшего замглавы ФСИН.

Задержание

Сообщение о задержании Валерия Максименко появилось на сайте Следственного комитета: по версии ведомства, в 2018 году бывший замглавы ФСИН согласовал участие ФГУП «Управление строительства по Северо-Кавказскому федеральному округу» ФСИН в строительстве и ремонте объектов по федеральной программе. Утверждается, что у этой организации изначально не было ресурсов для исполнения программы. «В результате его действий не исполнена ФЦП на 2018-2019 годы на сумму свыше 2,1 млрд рублей, не введены в эксплуатацию 14 объектов уголовно-исполнительной системы, а унитарному предприятию причинен ущерб на сумму свыше 189 млн рублей в виде дополнительных затрат на строительство и штрафы за несвоевременное выполнение государственных контрактов», — говорится в сообщении СК. Также из него следует, что Максименко уже были предъявлены обвинения. 

По данным источника ТАСС, в четверг бывшего замглавы ФСИН допросили в качестве обвиняемого, а ночь на пятницу он должен был провести в изоляторе временного содержания на Петровке. Пресс-служба СК также распространила видео, на котором Максименко в наручниках сажают в автозак. Ожидается, что в пятницу ведомство обратится в суд для избрания ему меры пресечения.

Борьба с системой изнутри

54-летний Валерий Максименко на протяжении 26 лет служил в вооруженных силах, а в уголовно-исполнительной системе начал работать с 2012 года. Во ФСИН он сменил несколько должностей перед тем, как в апреле 2016 года стать заместителем директора всего ведомства. Как писал год назад «Коммерсант», Максименко курировал вопросы взаимодействия ФСИН с правозащитными организациями и прессой, а также «один из блоков финансово-хозяйственной деятельности» (вероятно, речь шла как раз о федеральной программе, ставшей поводом для обвинений в злоупотреблении полномочиями).

Правозащитники утверждают, что с его приходом публичное лицо ФСИН преобразилось. Спецкор «Московского комсомольца», член московского ОНК Ева Меркачева в разговоре с «МБХ медиа» вспоминала, что до прихода Максименко от пресс-службы было невозможно получить информацию. «Я пишу про ФСИН уже лет 15, я помню, как вначале, что бы ни писали, мы получали куцые комментарии в духе „В Багдаде все спокойно“, даже если у нас были документы и свидетельства о нарушениях и пытках на руках, нам всегда говорили, что это неправда. Откровенно не признавать факты поразительно, наравне с какой-то глупостью, — рассказывала журналистка. — А пришел Максименко и отвечал: тут сотрудники дебилы, а вот тут преступники, надо их наказывать. Это, конечно, подкупало».

О Максименко хорошо отзывалась и обозреватель «МБХ медиа», член ОНК Москвы с 2008 по 2016 год Зоя Светова. Она отмечала, что Максименко «пытался сделать ФСИН с человеческим лицом» и по ее просьбе не раз помогал тяжелобольным заключенным в рамках своих полномочий. 

При Максименко во ФСИН разразился один из самых громких скандалов за последние годы, связанный с пытками в ярославской колонии №1. Видеозапись издевательств над заключенным Евгением Макаровым в июле 2018 года опубликовала «Новая газета». Максименко тогда постарался сохранить лицо ведомства. «…Я хотел бы принести извинения гражданину Макарову. Извинения его родным и близким. Попросить прощения за то, что наши сотрудники, пусть даже и бывшие, это совершили. Мне стыдно за этих сотрудников», — сказал Максименко. При этом другой заместитель главы ФСИН Анатолий Рудый незадолго до этого заявил, что Макаров сам провоцировал сотрудников.

        Пострадавший от пыток в ярославской колонии Евгений Макаров (слева) вышел на свободу из ярославской ИК-8
Евгений Макаров (слева). Фото: Александр Степанов / Коммерсантъ

Впрочем, и сам Максименко за пару лет до этого отметился похожим высказыванием, назвав первого осужденного за неоднократное нарушение закона о митингах Ильдара Дадина «очень талантливым имитатором», когда тот пожаловался на пытки в карельской колонии №7.

Международная организация «Трансперенси Интернешнл Россия» ранее сообщала и о возможной причастности Максименко к коррупции. Выяснилось, что несмотря на то, что у него уже была четырехкомнатная квартира в районе Марьино, переписанная на жену и детей, Максименко получил субсидию на покупку жилья как сотрудник ФСИН в размере 14 миллионов рублей. Организация писала: «Согласно Уголовно-исполнительному кодексу РФ, норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров. Замдиректора ФСИН генерал-майор Максименко проживает в несравнимо лучших условиях (в его квартире разместились бы 42 заключенных колонии), но это не мешает ему просить у государства денег на то, чтобы условия стали еще лучше».

«Стыдище» и отставка

Незадолго до своей отставки Максименко сделал, пожалуй, самое громкое заявление в своей карьере: в ноябре 2019 года он сказал, что ему стыдно комментировать преступления в системе ФСИН. «Вот пример: начальник колонии — это пару недель назад было — головой в унитаз окунает заключенного, а после этого становится исполняющим обязанности первого заместителя управления, в котором больше десятка таких колоний. Скажите честно, как это комментировать? Со стыда хочется под землю провалиться. Стыдище просто до смерти. А бумага, ну, бумага, я думаю, она все стерпит», — сказал Максименко. Это стало его последним значительным высказыванием: с тех пор развернутых устных комментариев прессе он не давал и просил журналистов направлять запросы в пресс-службу в письменном виде.

Незадолго до этого у замглавы ФСИН сменился начальник: тюремное ведомство возглавил бывший начальник управления ФСБ по Красноярскому краю Александр Калашников. По данным источников, с его приходом политику открытости со СМИ и правозащитниками, которую проводил Максименко, быстро свернули. Сам заместитель главы ФСИН был отстранен от работы с прессой, что в итоге и стало одной из причин его ухода. В ноябре Максименко подал рапорт об отставке, но президент Владимир Путин подписал соответствующий указ только в марте 2020 года.

Вскоре после этого стало известно, что бывший замглавы уголовно-исполнительной системы ищет работу с помощью портала HeadHunter: на его резюме обратило внимание издание Znak.com. В анкете Максименко говорилось, что он хотел бы занимать должность руководителя, готов к полной занятости, но не хотел бы ездить в командировки и переезжать куда-то из Москвы. Удалось ли ему найти новую работу, не сообщалось.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.