in

Как белорусский футбол стал полем мирного протеста — и как функционеры пытаются этому помешать

Футболисты команды «Крумкачы» в футболках с надписью «Мы против насилия». Фото: Крумкачы / Facebook

11 сентября матчем «Минск» — «Городея» возобновляется чемпионат Белоруссии по футболу. За месяц протестов стадионы — пусть иногда и без зрителей — стали ареной для выступлений против насилия силовиков, а политический кризис в стране отразился даже на игре сборной. «МБХ медиа» рассказывает, почему за белорусским футболом стоит следить даже после пандемии.   

Высшая лига вне политики?

Через три дня после президентских выборов, 12 августа, в Жодинской тюрьме оказался форвард клуба «БАТЭ» и белорусской сборной Антон Сарока. Он якобы участвовал в массовой акции и получил за это семь суток. После ареста одноклубники Сароки выступили в его поддержку, он вышел досрочно — но из-за полученных при задержании травм до сих пор не готов выйти на поле.

Официально в БАТЭ никак не комментировали ситуацию с Сарокой. Генеральный директор клуба Михаил Залевский в знак протеста выбросил свою милицейскую форму — через две недели он якобы решил «уделить максимум времени получению дополнительного образования» и покинул свой пост.

Свой клуб покинул и тренер вратарей брестского «Динамо» Василий Хомутовский. Тренер и раньше намекал, что выборы в стране проходят нечестно, но контракт с ним расторгли после призыва к силовикам остановить насилие. Ушел Хомутовский перед решающими матчами для еврокубковой кампании «Динамо»: команда успешно играет в Лиге Чемпионов, но для попадания в групповой раунд должна преодолеть израильское «Маккаби» и «Ред Булл Зальцбург».    

Частные клубы и штрафы за позицию

Больше всего за протестную активность пострадали футболисты и владельцы клуба «Крумкачы», который долго играл в Высшей лиге, но из-за проблем с лицензированием сейчас играет в Первой. 30 августа футболистов Сергея Козеку и Павла Рассолько по пути с тренировки задержал ОМОН. Футболистов избили и обвинили в порче милицейской машины, но позже прекратили уголовное дело. 

После освобождения выяснилось, что у Козеки сломан позвонок и повреждены почки — с такими травмами есть риск завершения спортивной карьеры. В поддержку одноклубников футболисты вышли на кубковый матч с минским «Динамо» в майках с надписями «Мы супраць гвалту» и «Расолька, Казека… i iншыя» и победили.

После матча Белорусская федерация футбола завела дисциплинарное дело на «Крумкачы». Формально за футболки не наказывали, инспекторы нашли четыре нарушения: задержку матча, несвоевременную отправку протокола, две ошибки диктора на стадионе и несоблюдение фанатами социальной дистанции. «Крумкачоў» суммарно оштрафовали на 3375 белорусских рублей — это почти 1300 долларов.

Сергей Козека. Фото: Крумкачы / Facebook

Гендиректор клуба Олег Давидович рассказал, что выход футболистов на поле в таких майках — требование самих игроков. «Был очень трудный и очень долгий разговор с командой. Накануне матча вместо подготовки — собрание протяженностью около пяти часов. Ребята не хотели играть.<…> Они также не вышли бы на игру, если бы Пашу и Сергея не отпустили на волю. И если бы матч проходил без зрителей…», — сказал «Прессболу» Давидович. В самом клубе «МБХ медиа» историю не прокомментировали.   

В некоторых случаях функционеры сами запрещают высказываться фанатам на темы, которые считают «политическими». Так, руководители играющего в третьем дивизионе клуба «Молодечно» запретили болельщикам вывешивать баннер в память о Никите Кривцове — фанате, который пропал 12 августа, а через две недели его нашли избитым и повешенным после протестов. В ответ на это фанаты прекращают любую поддержку команды до отмены запретов.

 

Сборная: ленты и фейки

Белорусская сборная по правилам УЕФА играет матчи Лиги наций без зрителей. Но даже в таких условиях фанаты и журналисты находят намеки на протест. Еще до сбора команды за нее отказался выступать нападающий ЦСКА Илья Шкурин — до тех пор, пока у власти находится Лукашенко.

В первом матче Лиги наций Белоруссия принимала в Минске сборную Албании, и на стадионе «Динамо» презентовалась новая форма сборной: полностью белый домашний комплект и полностью красный выездной. «Чемпионат» опубликовал фотографию с футболками, образующими бело-красно-белый флаг. Позже оказалось, что это фейк — третьей футболки на стадионе не было.

Уже во второй игре — против сборной Казахстана — три футболиста вышли с белыми повязками в поддержку протестного движения, а автор одного из голов Максим Бордачев даже отпраздновал мяч знаком виктории — в поддержку Тихановской.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.