in

«Били током, дубинками, оскорбляли». Как разгоняли протестующих 31 января

Задержание участника митинга 31 января в Петербурге
Задержание участника митинга 31 января в Петербурге. Фото: Валерия Савинова / "МБХ медиа"

Сломанные руки, удары электрошокером, кровь в автозаках — вот неполный список не самых приятных вещей, которые сопровождали всероссийские митинги 31 января. «МБХ медиа» — о нарушениях, допущенных в отношении митингующих на улицах и в отделах полиции, которых на самом деле было гораздо больше. 

В Москве задержали самое большое количество митингующих (более 1800 человек, по данным ОВД-Инфо; всего по России — около 5,5 тысяч). В большинстве случаев силовики действовали в пределах допустимого, но иногда прибегали к насилию без видимых причин. 

Например, на площади трех вокзалов на глазах у корреспондента «МБХ медиа» сотрудник ОМОНа нанес несколько ударов по спине и ногам задержанному, который уже не сопротивлялся. 

Москва. Неизвестные люди в штатском пытаются задержать участника митинга. Фото: Юрий Белят / «МБХ медиа»
Москва. Неизвестные люди в штатском пытаются задержать участника митинга. Фото: Юрий Белят / «МБХ медиа»

В прямом эфире телеканала «Настоящее время» были показаны кадры, на которых полицейские несколько раз применяют электрошокер. Фигуранта этого эпизода зовут Сосо Глонти, он активно занимается спортом и ведет Instagram на 120 тысяч подписчиков. 

На странице Глонти можно найти фото и с других протестных акций. После задержания он записал несколько сториз, в которых рассказал подробности инцидента. 

«Меня били током, дубинками и оскорбляли. Я просил не бить меня током, не сопротивлялся, но они продолжали. Меня перевели в другой автозак и еще раз ударили электрошокером», — написал он. 

После этого Глонти и еще ряд задержанных доставили в ОВД «Южное Медведково». По данным «Апологии протеста», всего в данное ОВД отвезли около 20 человек.

«Всех девушек отпустили домой под обязательство о явке в суд. Парней оставили в отделе. Всем вменяют ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ», — говорилось в сообщении правозащитников. 

Скорее всего, суд над Глонти и другими участниками акции пройдет сегодня, 1 февраля. Им грозит до 15 суток ареста.

Москва. Задержание участников акции около СИЗО «Матросская тишина». Фото: Юрий Белят / «МБХ медиа»
Москва. Задержание участников акции около СИЗО «Матросская тишина». Фото: Юрий Белят / «МБХ медиа»

Силовики также жестко действовали на подходах к СИЗО «Матросская тишина», где содержится Алексей Навальный. Спецсредства и дубинки применялись в том числе к женщинам. 

В Санкт-Петербурге 31 января кровь можно было увидеть и на снегу, и в автозаках. Кроме электрошокеров, против митингующих применялись дубинки и другие спецсредства. Они в ответ закидывали силовиков снежками. 

Полицейский направляет табельное оружие в сторону протестующих 31 января в Петербурге
Полицейский направляет табельное оружие в сторону протестующих 31 января в Петербурге. Фото: Валерия Савинова / «МБХ медиа»

Под крики толпы несколько человек набросились с кулаками на сотрудника полиции, сбили с головы шапку. Чтобы утихомирить их, ему пришлось достать и продемонстрировать табельное оружие, написало издание «Фонтанка.ру». Позже в МВД заявили, что полицейский действовал «обоснованно» из-за угрозы здоровью от митингующих. 

По данным ОВД-Инфо, в отделе полиции № 66 задержанные спали на полу и сидя на скамейках. Им отказывались давать еду, воду и матрасы.

Задержанные спят на скамейках
Задержанные ночью в отделении полиции Петербурга №66. Фото: личный архив

«Из отдела полиции № 34 госпитализировали двоих человек, но после этого полицейские поехали за ними в больницу. Еще одного с переломом руки на “скорой” забрали из автозака. Одного из задержанных несовершеннолетних увезли в Следственный комитет», — также сообщило ОВД-Инфо.

65-летней пенсионерке из Челябинска Елене Арефьевой во время митинга, на который она попала случайно из-за перекрытия дорог, один из силовиков сломал руку. 

Челябинский штаб Навального выложил справку из травмпункта, выданную Арефьевой, в которой говорится, что она получила закрытый перелом плечевой кости левой руки.

«Думаю, что мне сейчас нужно написать заявление в полицию. Оставлять это безнаказанным нельзя. Ведь никто не нападал на них (силовиков. — «МБХ медиа»), никто не провоцировал, они просто решили людей безнаказанно избить. Сейчас мне позвонили, сказали, что нужно найти очевидцев. И эти лица, которые бегали и размахивали дубинками, неужели их найти нельзя?», — привело слова Арефьевой издание 74.ru

В ГУ МВД региона не смогли прокомментировать инцидент. 

31 января рунет облетели фотографии из Казани, где задержанных участников митинга положили лицом в снег, затем срывали маски и фотографировали против их воли. Кроме того, один из полицейских оскорблял протестующего, который снимал происходящее на видео. 

Позже ОВД-Инфо сообщило, что задержанных студенток в отделе полиции заставляли раздеваться до нижнего белья, у них также изъяли телефоны и вещи.

По словам адвоката Руслана Игнатьева, который занимается защитой митингующих в суде, силовики действовали слишком жестко. 

«Эпизод с укладыванием лицом в снег — это непонятное поведение по отношению к молодым людям, они не преступники, им вменяют только административное нарушение. Это чрезмерная жестокость. Всем, кто был там, я советую написать заявление против силовиков», — сказал Игнатьев «МБХ медиа». 

Юрист также рассказал, что полицейские не отпустили из отдела одну из задержанных, у которой есть ребенок. 

«По закону из-за административного нарушения нельзя удерживать женщину, у которой есть ребенок младше 14 лет. Одну такую девушку отпустили, а другую задержали на 48 часов. Ее зовут Полина Мингалиева, ей 32 года, ее сейчас содержат в ИВС, перевели из ОП №1. Пытаемся добиться того, чтобы ее отпустили», — сообщил он. 

Игнатьев рассказал, что ночью его не пустили в ОП №1 к своим подзащитным. Кроме того, несколько адвокатов уже сегодня не могут попасть в Вахитовский районный суд Казани, где должны состояться суды над задержанными.

Правозащитники сообщали об избиениях задержанных и нарушении их прав во Владивостоке, Ярославле и других городах.

По состоянию на 15։00 1 февраля информации о возбуждении уголовных дел в отношении сотрудников силовых ведомств из-за нарушений на акциях протеста не было. По данным главы правозащитной организации «Агора» Павла Чикова, в 18 регионах возбуждено 40 дел в отношении протестующих и представителей оппозиции по событиям 23 и 31 января.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.