in

«Сказали, что где-то что-то разжигаю»: блогер «Злой эколог» о том, как у него изъяли технику после «гласного обследования помещения»

Блогер Сергей Добрышкин, автор канала «Злой эколог
Блогер Сергей Добрышкин, автор канала «Злой эколог». Кадр из видео канала «Злой эколог» / YouTube

19 июля у автора блога «Злой эколог» Сергея Добрышкина из Оренбурга силовики изъяли ноутбук и смартфон. Визит сотрудников Центра «Э» к нему домой юридически назывался «гласным обследованием» жилища, разрешение на которое выдал суд. При этом никакого уголовного дела против Сергея не возбуждено. В «Правозащите Открытки» считают, что действия силовиков фактически представляли собой обыск. 

У проекта «Злой эколог», который ведет Добрышкин, суммарно около 150 тысяч подписчиков в YouTube и Telegram. В своих роликах он часто критикует российскую власть, а также предупреждает об инопланетном вторжении, репостит антиваксерские и конспирологические каналы, называющие COVID-19 заговором, и передает информацию от некоего «секретного инсайдера», который делится с ним тайнами об устройстве мира. Блогер известен выступлениями в защиту «якутского шамана» Александра Габышева, из-за роликов в поддержку которого его уже опрашивали полицейские, а в июне этого года неудачно пытались привлечь к административной ответственности. Тогда суд дело против него прекратил.

Силовики пришли к нему в квартиру в Оренбурге около семи утра 19 июля. Они предоставили Добрышкину решение суда о «гласном обследование помещений, зданий и сооружений» и изъяли у него ноутбук, смартфон и носители информации. «Правозащита Открытки» назвала это «обыском Шредингера» и считает, что такие действия не совсем законны.

«Вопрос о том, можно ли проводить «гласное обследование» жилища, уже был предметом рассмотрения и Верховного, и Конституционного судов, которые подтвердили, что нельзя проводить следственные действия под видом обследования жилого помещения. То, что пытаются подать как гласное оперативно-розыскное мероприятие, фактически является обыском и может проводиться в соответствии с требованиями УПК. Обследование жилища могут провести в рамках оперативно-розыскных мероприятий, но осуществляется оно негласно и не может быть направлено на обнаружение и изъятие доказательств по уголовному делу», — заявили в «Правозащите Открытки». 

«С какого перепугу я должен закрыть блог?»

Вечером того же дня Сергей Добрышкин ответил на несколько вопросов «МБХ медиа»

— За последний год вы дважды оказывались в центре внимания полиции из-за роликов в поддержку Александра Габышева. Стал ли новый визит неожиданностью? 

— Я утром как раз смотрел видео профессора Валерия Соловья, где он рассказывал про план «Чистое поле» о зачистке блогеров, несогласных с властью, чтобы они не трындели лишнего перед выборами в Госдуму.

Речь шла о том, что это коснется тех, у кого больше полумиллиона подписчиков. Я порадовался, что мне по этому плану ничего не угрожает и как раз в этот момент в дверь постучали. Было около семи утра. У меня привычка открывать дверь без спроса, в этот раз тоже поступил так. Увидел перед собой шесть-семь человек. 

— Вам предоставили решение суда или какой-то другой документ? 

— Да, у них было решение суда о «гласном обследование помещений, зданий и сооружений». Это новая практика. Я когда-то работал в УБОП (управление по борьбе с организованной преступностью. – «МБХ медиа»), ушел из милиции в 2010 году и тогда такого рода процессуальных документов не было. Там было написано, что контент на моем канале может подпадать под так называемые «русские» или «экстремистские» статьи уголовного кодекса – ст. 280 и 282 («публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности» и «возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства».  —  «МБХ медиа»). 

То есть само дело еще не возбуждено? 

— В предоставленных документах ничего о возбуждении уголовного дела не говорилось. Меня и на допрос не возили, просто изъяли технику, взяли объяснительную и ушли. Они спрашивали, веду ли я блог, на какую тематику делаю ролики, через какие платформы распространяю их. 

Больше они мне ничего не объяснили, из документов тоже ничего непонятно. Общий смысл в том, что я где-то что-то разжигаю. 

— А сами с чем связываете этот визит и подозрения в экстремизме? Возможно ли, что вновь из-за Габышева?

— Знаете, я поднимаю очень много разных тем, поэтому связать это можно с чем угодно. Возможно, это из-за шамана-воина, поскольку из-за роликов про него полицейские уже неудачно пробовали привлечь меня к административной ответственности и решили попробовать по Уголовному кодексу. У меня есть свои догадки, но пока озвучивать не буду. В целом такой шаг вполне логичен на волне всеобщих репрессий в отношении блогеров. 

Сами можете назвать свой блог оппозиционным?

— Я больше стою на позициях государственнических, патриотических. Да, я критикую власть порой, но у меня нет либеральных убеждений. Мой блог — это высказывание мнения по вопросам, которые обсуждают в медийном пространстве. При этом я приглашаю на интервью героев самых разных взглядов. 

При моих государственнических позициях, у меня есть много вопросов к власти и я считаю, что вправе ее критиковать и говорить о том, что мне не нравится. 

—  Есть ли у вас опасения, что уголовное дело все-таки возбудят? 

—  В наше время можно ожидать чего угодно. Это будет абсурдом, но я понимаю, что такое может произойти и опасения по этой части у меня, конечно, присутствуют. 

— Планируете ли в связи с давлением перестать вести свой блог?

— С какого перепугу я должен это делать? Я не могу зарекаться, потому что не знаю, что будет завтра, но на данный момент подобных намерений у меня нет. Блог будет работать. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.