in

Бочки с ипритом и баллоны с хлором. Чем опасно строительство на территории очаковской «химбазы»

Проект застройки в районе Очаково-Матвеевское. Источник: ag.mos.ru

В рамках программы реновации в районе Очаково-Матвеевское собираются построить новый жилой район. Сто лет назад на этой территории находился склад химического оружия. Эксперты рассказали «МБХ медиа» о том, как в двадцатые годы химические отходы закапывали в землю и чем это опасно для будущих жителей района. 

 

Отголоски прошлого 

 

«На территории бывшего Центрального военно-химического склада в Очаково-Матвеевском действительно неоднократно проводились захоронения отравляющих веществ», — рассказал «МБХ медиа» эксперт российского союза «За химическую безопасность» Дмитрий Левашов. В двадцатые годы прошлого века это была обычная практика — бочки с ипритом или баллоны с хлором помещались в ямы, которые потом засыпали землей. «Есть данные о том, что на территории очаковской химбазы было захоронено около пяти тысяч химических снарядов. Есть информация о 250 ямах для захоронения боеприпасов с боевыми отравляющими веществами», — рассказал он. Левашов добавил, что в тридцатые годы часть из боеприпасов была извлечена, но сколько осталось в земле — неизвестно. 

 

Американский солдат, пострадавший от иприта во время Первой мировой войны. Фото: Science Photo Library / East News

Эколог Андрей Фролов рассказал, что точную информацию о местах захоронений и о количестве оставшихся в земле боеприпасов получить невозможно. «Все, что связано с биологическим или химическим оружием, засекречено. Поэтому открытых публикаций практически нет», — сказал он. Он подтвердил, что на этой территории действительно располагался военно-технический склад и предположил, что химические отходы все еще могут находится в земле. «Была такая практика — химические отходы захораниваются на той территории, где проходили его испытания. Возможно, там соответствующие остатки есть», — сказал он.  

 

Иприт — это боевое отравляющее вещество, которое применяли во время Первой мировой войны. Пары иприта поражают кожу, глаза и дыхательную систему: возникают нарывы, появляется слезотечение и светобоязнь, возможно воспаление легких или смерть от удушья. Хлор имеет схожее действие — он вызывает ожоги дыхательных путей и слизистых оболочек. 

 

Можно ли там строить?

 

На территории бывшего военно-технического склада теперь планируют построить новый район по программе реновации: на месте химбазы могут появиться новые дома, школа, детский сад и поликлиника. Пока что строительство еще не началось — до 14 июня на портале «Активный гражданин» проходят общественные обсуждения. Жительница Очакового-Матвеевского Анна Гринюк рассказала, что местные активисты выступают против этого проекта и отправляют отрицательные отзывы о нем. 

 

Эксперты утверждают, что строительство проводить можно — но сначала нужно провести серьезные исследования. «Необходимо потратить определенное время на исследование проб почвы, сделать количественный химический анализ и смотреть уже на определенные токсиканты, чтобы понять, насколько серьезно эта почва загрязнена, и только после этого заниматься жилищным строительством», — говорит Левашов. «Не надо делать догадки, есть там что-то, нету. Если есть даже какое-то подозрение, должна проводиться программа исследования, экспертиза, брать пробы на все эти вещества. Если дадут заключение, что все нормально, ничего там нет, тогда уже что-то можно будет делать», — считает Фролов. 

Описание будущего проекта в районе Очаково-Матвеевское. Источник: ag.mos.ru

Для строительной компании такие исследования обернутся серьезными расходами. «Здесь же нужно иметь в запасе несколько десятков или сотню-другую миллионов рублей для того, чтобы заказать проведение изыскательских работ серьезной организации», — объяснил Левашов. Будут ли проводиться такие исследования — неизвестно. В градостроительном бюро MASTER’SPlan, которое занимается разработкой проекта застройки в Очаково-Матвеевском, на запрос «МБХ медиа» не ответили. 

 

Если строительство все же начнется, то работать на этом участке нужно будет предельно аккуратно. «Если там что-то будет найдено, то каждый экземпляр припасов, бочки, баллона, как у саперов, с величайшей осторожностью надо будет извлекать, упаковывать в герметичный контейнер и дальше направлять, а почву дезактивировать», — объясняет Левашов. Все эти работы также сильно замедлят строительство. «Нужно будет проводить осторожное извлечение, деактивацию, потом любые земельные работы, любые раскопки… если на эти участки будут натыкаться строители, работы будут вестись медленно, осторожно», — говорит эксперт. — Но дойдет ли до этого, со всей вот этой реновацией… Сложно сказать». 

 

Левашов утверждает, что те химические боеприпасы, которые не будут извлечены при строительстве и так и останутся лежать в земле, могут быть опасными для будущих жителей. «То, что не будет найдено,  до чего строители не доберутся, что будет продолжать лежать в земле, к сожалению, представляет не меньшую, а даже большую опасность для людей. Токсиканты будут вымываться и попадать в объекты окружающей среды — в подземные воды и почву», —  говорит он. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.