21 июля Госдума приняла законопроект, уточняющий работу сотрудников Росгвардии с гражданами. Новые поправки обязывают росгвардейцев представляться гражданам и предъявлять удостоверение (раньше это правило распространялось только на сотрудников полиции). Однако новое законодательство также допускает два исключения, которых в работе полицейских нет. Росгвардеец может не представляться при контакте с гражданами, если существует угроза его здоровью, а также если необходимо незамедлительно пресечь административное правонарушение (или преследовать совершивших его людей). При этом новые правила не распространяются на ОМОН и СОБР — спецподразделения Росгвардии.
Согласно принятому законопроекту, сотрудник войск нацгвардии обязан «назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения, а в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина».
«Больше не возникнет вопросов, кто находится перед человеком — действительно представитель власти или клоун, купивший форму в соседнем ларьке», — прокомментировал законопроект один из его авторов, депутат Александр Хинштейн.
Ранее Хинштейн отмечал, что поправка направлена на случаи, когда росгвардеец выполняет смежные с сотрудником МВД задачи — например, участвует в патрулировании улиц или приезжает по вызову, однако на массовых акциях протеста это правило не будет применяться. В прошлом году правозащитная группа «Агора» обращалась в ООН в связи с многочисленными случаями разгона мирных демонстраций в Москве в июле и августе, в том числе правозащитники указывали на то, что силовики использовали дубинки и наносили травмы участникам митингов. Росгвардейцы работали на этих акциях наряду с сотрудниками МВД.
Росгвардия вместо полиции. Почему иногда бойцы нацгвардии выезжают на обычные вызовы?
Чаще всего россияне встречают бойцов...
«Люди требовали того, чтобы росгвардейцев могли опознать по жетонам, чтобы Росгвардия тоже была как-то обеспечена жетонами специальными, на которых указан номер», — говорит адвокат «Апологии протеста» Мансур Гильманов.
Гильманов обращает внимание на правовые последствия анонимности бойцов Росгвардии для россиян: «Если это сотрудник в маске, полностью анонимен, без жетона, не представляется, то человек лишается эффективных средств правозащиты. Невозможно определить конкретное лицо, которое совершало действие, соответственно, невозможно его идентифицировать и написать на него заявление о превышении полномочий или о совершении преступления, либо подать в отношении его действии административный иск. Это автоматически является нарушением Европейской конвенции о правах человека и основных свободах».
В декабре прошлого года в Госдуме отклонили законопроект об обязательном ношении жетонов в полиции и Росгвардии, предложенный бывшим уполномоченным по правам человека и одним из основателей партии «Яблоко» Владимиром Лукиным. «Жетоны [у росгвардейцев] не предусмотрены сейчас», — пояснил юрист «Апологии протеста» Алексей Глухов. При этом осенью 2019 года в Росгвардии разрабатывали проект жетонов, однако он не дошел до стадии принятия. «Скорее всего, этот проект появился исключительно для того, чтобы, ссылаясь на него, заблокировать “закон Лукина”. Сказать: не нужен нам закон — сама Росгвардия уже откликнулась на требование общества, приняла необходимые меры, при необходимости можно будет установить личности тех, кто жестоко обращается с гражданами», — предполагал депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга от «Яблока» Борис Вишневский.