В Сочи 61-летний мужчина открыл огонь по судебным приставам, когда они пришли к нему с постановлением о сносе домов, которыми тот владел. В результате два человека погибли, а стрелок сдался полиции, записав перед этим видеообращение, в котором объяснил мотивы своего поступка. «МБХ медиа» рассказывает, как борьба с самостроями в курортном городе привела к кровопролитию.
Убийство на берегу
Утром 9 июня судебные приставы приехали к 61-летнему Вартану Кочьяну с постановлением суда о сносе его дома. Кочьян живет на территории прибрежного гаражного кооператива в Адлеровском районе Сочи, рядом со Чкаловским пляжем. Когда приставы подошли к дому, Кочьян вышел к ним с ружьем и открыл огонь. Из опубликованных в сети видео следует, что мужчина расстрелял приставов практически в упор. Двое погибли на месте, а еще один — успел убежать.
«С четырех лет я в этих домах живу, — объяснил Вартан Кочьян на камеру одному из местных жителей перед тем, как сдаться полиции. — И они довели».
По словам мужчины, строения на земле, где он жил, администрация Сочи ему не позволяла оформить законным образом. «Не все продается. А если и продается, то я не продаю ничего. Это мое. Это земля моих родителей, моих детей, моих племянников. Мне 61 год, и я не жалею, что я сделал. Но не хотелось так, не хотелось… На их месте должна была быть администрация, которая против народа идет», — также заявил Кочьян, — «жалко, что на старости лет я вот так закончу свою жизнь. В тюрьме».
После записи видео Кочьян сам вызвал полицию и сдался. В Следственном комитете сообщили, что в отношении мужчины возбуждено уголовное дело по статьям о посягательстве на жизнь лиц, осуществляющих правосудие (ст. 295 УК РФ), а также убийстве двух и более лиц (ч.2, ст,105 УК РФ). Известно, что у погибших приставов — Андраника Матевосяна и Альберта Агозяна — остались семьи с маленькими детьми.
Сочинские самострои
Произошедшее с Кочьяном — случай пока единичный в Сочи, но он имеет все шансы повториться уже с кем-то другим. В конце 2000-х годов в курортном городе произошел жилищный бум — началось массовое строительство жилья. Причем, как отмечали эксперты, делалось все по сомнительным схемам. Частные лица покупали земельные участки под особняки, однако впоследствии строили на них многоквартирные дома, а порой и целые жилищные комплексы. Несколько лет чиновники не только закрывали на это глаза, но и активно участвовали в этих схемах.
В 2019 году Forbes описал одну из таких. Бизнесмен обращался в администрацию за разрешением на строительство многоквартирного дома, ответственный чиновник оформлял отказ и советовал обратиться в суд. В суде представители администрации уже не упорствовали в отстаивании своей позиции, и суд вставал на сторону бизнесмена. В 2016-2018 годах правоохранительные органы вмешались в этот процесс, начались задержания и аресты. В 2019 году тогдашний мэр Сочи Анатолий Пахомов на встрече с жителями прямо заявлял об участии в криминальных схемах по легализции самостроев местных судей. Одним из причастных он назвал судью Адлерского районного суда Александра Якименко. В том же году полномочия последнего были прекращены, а десятки вынесенных им решений о легализации самостроев — отменены.
«Сочи особый город, вы же знаете, — объяснял Forbes вице-премьер Виталий Мутко. — Там долгие годы действовал механизм, когда с молчаливого согласия строились дома, потом легализовывались через суд, а власть не возражала».
Массовые иски
С 2016 года власти Сочи, которые несколько лет сами же отправляли бизнесменов с суды для легализации самостроев, запустили обратный процесс. К тому моменту во многих многоквартирных домах уже были проданы квартиры. Кроме того, многие люди успели вложиться в долевое строительство жилищных комплексов. Поэтому, когда чиновники начали подавать иски о признании домов самовольными постройками, это породило массовое недовольство жителей, в Сочи даже прошли митинги против сноса зданий.
В 2016 году на сайте администрации города появился список из 62 жилищных комплексов, которые чиновники теперь признали самостроями. К началу 2021 года в администрации Сочи отчитались о том, что в программе сноса уже 541 самовольно возведенное строение. В реестре самостроев Сочи на 9 июня 2021 года упоминается 922 объекта. Кроме того, местная мэрия запретила строить многоквартирные дома на территории всего Сочи и его окрестностей. «Застройка многоэтажными жилыми домами будет разрешена только на территории, где осуществляется деятельность по комплексному и устойчивому развитию», — говорилось в решении городского собрания от конца 2020 года.
Мэр Сочи Анатолий Пахомов годом ранее безапелляционно заявил, что под снос пойдут все самострои. «Ликвидировать постройки могут и сами их владельцы — тогда им остается земля. Либо мы их штрафуем поначалу, взимаем с них деньги, а потом за эти же деньги, по сути, и снесем. Но землю уже заберем», объяснял Пахомов.
Радость и слезы
В 2018 году в Адлере снесли бульдозерами пятиэтажку по улице Ружейной. На местном ТВ вышел оправдывающий действия властей сюжет. «В принципе, проблем нет. Все окружающие довольны», — отчитывался прораб Андрей Воронков о сносе этого самостроя. Спустя год власти попытались снести еще один дом, но на пути бульдозеров встали жители, устроившие митинг. Бульдозеры отступили. А уже через месяц чиновники, извлекшие опыт из предыдущего случая, нагрянули в другой дом, показанный в упомянутом выше сюжете — тихо, в 6 часов утра. Под снос пошла красивая многоэтажка на 20 квартир со стеклянными фасадами, хорошим видом, в элитном районе — Имеретинской низменности. Район застраивался в период подготовки к сочинской олимпиаде. Местные жители называли его «городом-садом».
Журналист и автор блога на Youtube Глеб Пьяных, посвятивший много сюжетов ситуации со сносом домов в Сочи, обращал внимание на любопытную деталь: за месяц до сноса дома суд вынес решение в пользу жителей, а потом тот же суд санкционировал снос. «Мы здесь все — живое мясо для них, — жаловалась Пьяных жительница другого дома, который тоже пустили под снос. — Одной рукой подписал «разрешаю», другой — «не разрешаю»».
Власти Сочи, долгое время закрывавшие глаза на постройки, которые теперь называют самовольными и сносят, оправдывают свои действия соображениями безопасности. При этом тот же Мутко еще в 2019 году допускал сохранение самостроев, если они отвечают требованиям этой самой безопасности.
Расстрелявший судебных приставов в Адлере Вартан Кочьян, как пишет «МК», в начале нулевых вместе с сыном основал гаражный кооператив «Гранж». В администрации Сочи заявили, что на месте гаражей были возведены жилые постройки барачного типа, которые мужчина сдавал туристам. В 2019 году в одной из таких построек произошел пожар, в котором погибли 11 человек. В том же году власти Сочи подали в суд иск о признании бараков самовольными постройками. Суд иск удовлетворил. Но из-за апелляционных жалоб процесс растянулся. 15 июня должно было пройти очередное судебное заседание по жалобе. Однако приставы пришли 9 июня. Кочьян предлагал им поговорить с его адвокатом, рассказал сам защитник. Но те ответили, что ничем не могут помочь. Тогда Кочьян достал ружье. «На их месте должна была быть администрация», – рассказал мужчина в видеоролике, записанном после убийства двух приставов.