in

Болезнь роста. Чего ждать от цен на хлеб осенью?

хлеб
Фото: Louise Lyshøj / Unsplash

Меры правительства по заморозке цен на зерно еще не дали своих результатов, а хлебопроизводители тем временем уже успели объявить о грядущем повышении цен на свою продукцию. О том, что стало причиной и при чем тут санкции — в материале «МБХ медиа»

С августа цены на хлеб вырастут в среднем на 7-12%. Об этом сообщило издание «Коммерсантъ» со ссылкой на собственные источники в отрасли. Как уточнило издание, цены должны подняться в связи с подорожанием практически всех видов сырья, используемых для производства хлеба. В частности, всего за год цены на маргарин стал дороже на 38%, сахар — на 9%, упаковочные материалы — на 40%, замечает газета. 

Впрочем, вопрос о проблеме со стоимостью продуктов еще в конце 2020 года ставил перед правительством президент Путин. Тогда речь шла о росте цен на муку —  одном из ключевых параметров для пекарен. Также говорилась о ценах на макаронные изделия, сахар и подсолнечное масло. 

Повышение по последнему пункту несколько месяцев назад в интервью «МБХ медиа» объясняла эксперт в области региональных финансов и социально-экономического развития Наталья Зубаревич. По ее словам, на то были объективные причины: в 2018 году неурожай сахарной свеклы и связанный с ним скачок цен сперва спровоцировал увеличение посевов, а затем их же излишнее сокращение. Последнее, собственно, и обернулось нынешним дефицитом. 

Экономический и социальный географ Наталья Зубаревич
Экономический и социальный географ Наталья Зубаревич. Фото: Агентство «Москва»

Однако по остальным позициям ситуация иная: рост стоимости продуктов на мировом рынке сделал поставку товаров туда более выгодной, чем продажа их внутри страны. Пандемия наложилась на тренд в рамках очередного десятилетнего «суперцикла», а «невидимая рука рынка», повинуясь естественному закону, направила поставки за рубеж, утверждала эксперт.

И действительно, еще в марте аналитики Bloomberg отмечали, что мировые цены на продукты достигли своего максимума за последние шесть лет. А в феврале об «утечке» товаров за границу заявлял глава Минэкономразвития Максим Решетников. 

В ответ на обострение обстановки на продуктовом фронте правительство оперативно объявило, что готово усилить контроль за производителями социально значимых продуктов и ввело квоту на вывоз зерновых, в том числе пшеницы, за пределы «Евразийского союза». Но механизм, судя по всему, не сработал. 

Весенняя заморозка 

Расчет был на то, что в этом случае товара в стране будет оставаться больше, а цена на него будет либо двигаться вниз, либо как минимум стабилизируется.  Кроме того, правительство договорилось с производителями и торговыми сетями о заморозке цен в обмен на адресные субсидии на срок до шести месяцев. 

Как писал «Коммерсантъ», в обмен на заморозку цен Минсельхоз еще зимой согласился заплатить производителям муки по 2 рубля за каждый килограмм продукции, при условии что мука будет поставлена именно хлебопекарным предприятиям и самим хлебопекам (по две тысячи за каждую тонну реализованной продукции). 

Однако сразу целый ряд субъектов отказался заключать соответствующие соглашения (в их числе — Ленинградская и Тверская области, Москва, Республика Коми). Даже там, где денежные субсидии все-таки оказались доступны предпринимателям, последние не решились массово обратиться к государству за деньгами. 

Уже на исходе зимы производители заявили о том, что предложенная правительством сумма недостаточна. Собеседники газеты «Коммерсантъ» заявляли тогда, что если субсидия в 5–6 рублей  на 1 килограмм муки и могла бы послужить стимулом для заморозки, то «подачка» в 2 рубля оказалась просто не в силах покрыть убытки от остановки цен. 

Зампред правления Руспродсоюза Дмитрий Леонов, к которому наше издание обратилось с просьбой прокомментировать актуальное положение дел на рынке, подчеркивает, что повышение цен — вынужденная мера. Сдерживать цены дальше у производителей, как это они делали весной, возможностей остается все меньше. Более того, по его словам, уже сейчас сейчас каждый день с рынка уходит все больше игроков. 

Дмитрий Леонов
Дмитрий Леонов. Фото: Дмитрий Леонов / VK

«На рынке сырья, использующегося для производства и упаковки хлебобулочных изделий, сегодня действительно наблюдается рост цен. Это уже отразилось на себестоимости производства, а если рост цен продолжится, у производителей не будет другого выхода, кроме как поднять отпускные цены, так как компенсировать возросшие издержки за счет собственных ресурсов они больше не могут», — пояснил эксперт в беседе «МБХ медиа». 

Леонов согласен, что помощь государства в виде субсидий стала неким небольшим глотком воздуха, но специалист убежден, что в данном случае об эффективности принятых мерговорить сложно. Кроме того, что объемы господдержки оказались несопоставимы с ростом цен на сырье, а при рассмотрении механизмов выплат вскрылись перегибы «на местах». Но главное, как говорит леонов, следующее: «Чтобы предотвратить рост, необходимо глобальное решение проблем. Тех проблем, которые сегодня возникли не по вине хлебопеков».

Менять систему?

Впрочем, по мнению ряда экспертов, цены на зерно и хлеб уже сейчас можно было бы сбалансировать альтернативными методами. Так еще весной в интервью «МБХ медиа» директор центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович говорил, что сделать это можно было бы за счет отмены так называемых контрсанкции, то есть запретов на ввоз продуктов из стран Европейского союза и США. Этот шаг способствовал бы увеличению предложения.

«Также нужно развивать конкуренцию в сельском хозяйстве. Потому что агрохолдинги занимают монопольное положение в регионах, и чуть ли не на федеральном уровне. Нужно развивать малые формы сельского хозяйства, которые будут гибкие, чтобы снижать цену в борьбе за покупателя. Но у нас доля малых хозяйств падает», — подчеркивал тогда Остапкович.

Об этом же в свое время в комментарии нашему изданию говорил и доктор экономических наук Евгений Гонтмахер. Он, как и Остапкович, настаивал на том, что ключевым фактором проблемной ситуации, кроме санкций, остается монополизация рынка агрохолдингами-гигантами. 

Евгений Гонтмахер
Евгений Гонтмахер. Фото: Шанинка / Facebook

По мнению эксперта, в таких монополизированных экономиках, как российская, цены растут закономерно даже при падении в стране потребительского спроса из-за снижения доходов граждан. 
Напомним, что крупнейший из таких агрохолдингов принадлежит семье Александра Ткачева, бывшего губернатора самого хлебного региона страны —  Краснодарского края. До мая 2018 года он же, как это ни парадоксально, исполнял обязанности главы Министерства сельского хозяйства, то есть ведомства, призванного регулировать тот бизнес, которым занимался он сам.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.