27 ноября ФСБ не впустила в Россию французского социолога Карин Клеман. По словам Клеман, служба объяснила это целями обеспечения обороноспособности или безопасности государства.
В аэропорту сотрудники ФСБ вручили Карин уведомление о запрете посещать Россию в течение 10 лет, рассказала она газете «Коммерсант». Также она рассказала, что должна была выступить на научной конференции, чтобы рассказать о «желтых жилетах». У себя на странице в Фейсбуке она писала, что помимо них будет говорить о «ватниках».
Карин жила в России с 1996 года по 2018-й. Преподавала в университетах, специализировалась на различных социальных движениях. Основала институт «Коллективное действие», который закрылся в 2010 году. Муж Клеман — бывший сопредседатель профсоюза «Учитель». Ее несовершеннолетняя дочь имеет российское гражданство. Год назад они уехали жить во Францию. Ранее Клеман была замужем за депутатом Госдумы Олегом Шеином.
Самые известные книги Клеман — «Городские движения в современной России», «От обывателей к активистам. Зарождающиеся социальные движения в современной России», рассказала «МБХ медиа» соавтор книг Ольга Мирясова.
«Это две монографии, посвященные социальным движениям в России. В 2000-е никто не признал, что они играют какую-то роль, потому что все работали в концепции гражданского общества либо вообще отрицали какую-либо социальную активность», — рассказала она.
По мнению Мирясовой, в России научный интерес к политике воспринимают как политическую деятельность. «Понятно, что в их представлении она какой-то политический деятель, поскольку много лет работала в институте «Коллективное действие», была его создателем. Наверное, это история с попыткой ограничить иностранное влияние — якобы оно существует и представляет реальную угрозу», — считает Мирясова.
До отъезда из России Клеман около трех лет проработала в Европейском университете Санкт-Петербурга.
«Последний проект был посвящен национализму. С этим проектом у нее были проблемы. Конференцию в СПбГУ, которую она готовила, долго пытались запретить. Из-за того, что тема конференции звучит как политическая, а финансирование на нее шло из-за за рубежа, это воспринималось, как политическая деятельность — администрации вузов часто перестраховываются».
Клеман собирается обжаловать запрет на въезд.