in

«Пиар-акция украинских властей, не имеющая практических последствий»: эксперт  — об обысках и конфликтах с церковной собственностью на Украине

Наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел Лебедь. Фото: 112.ua

На прошлой неделе в Стамбуле прошло трехдневное заседание Синода Константинопольского патриархата, где был принят проект документа, который станет основой устава создаваемой на Украине автокефальной церкви. Дата собора, на котором будет принято решение о создании поместной церкви, так и не была объявлена, известно лишь, что пройти он может уже в декабре 2018 года.

Хотя официально Томос об автокефалии Украинской поместной церкви пока не предоставлен Вселенским патриархом Варфоломеем, у Московского патриархата на Украине уже начались проблемы с собственностью. На прошлой неделе прошли обыски с участием СБУ у наместника Киево-Печерской лавры митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла (Лебедя) и в самом монастыре. А спикер Верховной Рады Андрей Парубий уже предлагает передать в пользование автокефальной церкви Собор Святой Софии.

Означает ли это, что на Украине вскоре могут начаться войны за церковную собственность, а сторонников Московского патриархата ждут гонения со стороны силовых органов? О том, что сейчас происходит в украинской церковной политике, нам рассказал религиовед, журналист и главный редактор портала о религии Credo-Press Александр Солдатов.

«Отобрать лавру невозможно»

— На прошлой неделе Минюст Украины вернул в государственную собственность Успенскую Почаевскую лавру. Можно ли говорить, что на Украине начался передел собственности и изъятие монастырей у Московского патриархата?

Александр Солдатов. Фото: public domain

—  Украинское законодательство о пользовании объектами религиозного назначения отличается от российского: в Украине эти объекты не передают в собственность религиозных организаций. В собственности они остаются у государства. Поэтому Почаевская Лавра, ее памятники так же передавались Московскому патриархату в пользование. Но там возникла коллизия с государственным музеем-заповедником, на балансе которого два собора, колокольня и два корпуса находились до 2003 года. В 2003 году тогдашний премьер-министр Виктор Янукович якобы издал распоряжение о переводе с баланса музея на баланс религиозной организации этих объектов. Но почему-то ни в годы его премьерства, ни в годы его президентства это распоряжение не было исполнено. Так все эти объекты и оставались на балансе музея, хотя пользовался ими монастырь: там проводились службы, в одном из корпусов располагались монашеские помещения и архиерейские, где и находятся до сих пор. На практическое использование этих зданий статус никак не влияет. Все равно музей предоставляет эти здания монастырю и практически сам ими не пользуется.

И вот внезапно в сентябре этого года какой-то местный регистратор по сделкам с недвижимостью в городе Почаеве исполнил решение премьера Януковича 2003 года и перевел эти объекты с баланса музея на баланс монастыря. С юридической точки зрения, это очень сомнительные действия, потому что районный регистратор напрямую не имеет полномочия исполнять распоряжения премьер-министра, тем более такие устаревшие и юридически сомнительные. Тут должен был быть какой-то акт на уровне центральных властей, правительства, и уже в соответствии с этим актом здания могли быть переданы. Поэтому комиссия при министерстве юстиции Украины, которая проверяет такие операции по регистрации прав на недвижимость, в конце ноября отменила этот акт регистрации и признала, что объекты Почаевской лавры остаются на балансе музея-заповедника, вот и вся история.

Но на практике это никак не влияет на присутствие там монастыря. Как служили они там раньше, так и продолжают там служить. Какой-то опасности пока на этом этапе я не вижу для Московского патриархата.

—  Могут ли этот монастырь передать в пользование новой поместной церкви?

—  Теоретически его могут забрать, но практически это нереально. Потому что в Почаеве монастырь является абсолютным монополистом: там огромная братия, туда многочисленные паломничества совершаются. Нет у местных властей ресурсов, даже если они захотят прекратить пользование этими объектами монастырем, у них нет административного и силового ресурса для того, чтобы такое решение осуществить. Это чисто юридическая коллизия.

Лавра находится на севере Тернопольской области, эти три района исторически относятся к Волыни. Волынь преимущественно населена православными, в отличие от остальной части Тернопольской области, которая относится к Галичине, исторически населенной греко-католиками.

—  Какие митрополиты уже поддержали движение к автокефалии? Поддерживают ли это в Тернопольской епархии?

—  Пока есть движение в сторону автокефалии, но самого документа нет. В Московском патриархате несколько иерархов высказывались в поддержку автокефалии. Кроме Винницкого митрополита Симеона (Шостацкого) это еще Черкасский митрополит Софроний (Дмитрук), митрополит Александр (Драбинко). Президент Порошенко наградил митрополита Сарненского Анатолия и митрополита Черкасского, что, наверное, тоже говорит о его милости к автокефальному лагерю. В Тернопольской епархии Московского патриархата митрополитом является Сергий (Генсицкий), который был когда-то архидиаконом Почаевской лавры, — один из ближайших подвижников митрополита Онуфрия. Он выступает радикально против автокефалии. Вообще в западных епархиях Московского патриархата настроения довольно радикально-промосковские, радикальнее, чем в центре. Почаевская лавра — это центр «Русского мира» в Украине. Конечно, это раздражает украинские власти, но это мощный центр, там большая община, паломничество. Пока не придуман способ, как его нейтрализовать. Отобрать лавру будет невозможно.

«”Мальчик для битья” с комичной репутацией»

—  Можно ли говорить, что за обыском у наместника Киево-Печерской лавры Павла последуют какие-то юридические коллизии с пользованием Московским патриархатом Киевской лаврой?

—  Об изменении статуса Киево-Печерской лавры вообще речи не идет, в отличие от Почаевской. Там хоть какие-то формально-юридические телодвижения предпринимаются, а здесь даже не стоит вопроса об изменении ее статуса. Это скорее сигнал промосковски настроенным иерархам Московского патриархата, что если они будут выступать со слишком радикальными призывами, устраивать беспорядки, мешать получению Томоса, то тогда они тоже будут подвергаться методам правового давления, привлекаться к ответственности за радикальные высказывания. Митрополит Павел Лебедь — это излюбленный герой украинской прессы, юмористических программ. Он все равно выступает с нелепейшими конспирологическими теориями. В частности, он грубо высказывался в отношении патриарха Филарета (предстоятеля УПЦ Киевского патриархата. — «МБХ медиа»), митрополита Макария (предстоятеля Украинской автокефальной православной церкви. — «МБХ медиа»), предстоятеля Украинской автокефальной православной церкви, призывал к радикальным формам борьбы против автокефалии. В его высказываниях есть признаки разжигания ненависти, безответственных призывов, правовые основания есть. Но в Украине не было принято трогать архиереев, несмотря на самые резкие высказывания. Теперь, видимо, этот негласный запрет снят. Это скорее такая профилактическая мера. СБУ, которая организовала эти обыски, говорила, что это не в отношении митрополита Павла уголовное дело, а просто по факту хотели проверить сигналы, которые поступали.

Свято-Успенская Почаевской Лавры. Фото: pravlife.org

—  Если сравнивать ситуацию в этих двух монастырях, братия Киево-Печерской лавры насколько настроена радикально промосковски?

—  В Киево-Печерской лавре более умеренные настроения. Часть братии симпатизирует автокефалии, но в основном, по моим наблюдениям, там растерянно-выжидательная атмосфера. В основном, братия ждет дальнейшего развития событий, все-таки есть сомнения, что автокефалия будет быстро предоставлена, как надеялись раньше. Я думаю, что какая-то часть братии после предоставления Томоса может перейти в новосозданную церковь.

Ходят слухи, что храм Спаса на Берестове, который находится прямо возле стен Лавры, будет передан под одно из подворий ставропигии Константинопольского патриархата, и та часть братии, которая поддержит автокефалию, сможет перейти в этот храм. Там сейчас завершаются реставрационные работы, которые много лет шли, там будет создана неплохая, выражаясь светским языком, материально-техническая база. Может быть, какая-то часть братии туда перейдет.

Еще раз повторюсь, Почаевская лавра — это уникальное место по доведенной до гротеска «русскости», в Киеве ничего подобного нет, гораздо более умеренные настроения.

—  На что тогда направлены обыски у наместника Киевской лавры?

—  Мне кажется, эти обыски больше посылают сигнал не рядовой братии, а другим архиереям, которые высказываются против автокефалии в духе митрополита Павла. Просто митрополит Павел — своеобразный «мальчик для битья», он медийный персонаж с комичной репутацией, его проще всего раскрутить в медиа. Но есть более солидные архиереи в Московском патриархате, которые так же активно выступают против автокефалии. И если они не будут сдержаны в своих выступлениях, то, возможно, их постигнет такая же участь.

В украинской прессе появлялись время от времени публикации о том, что те или иные храмы и монастыри Московского патриархата используются как некие базы для подготовки сторонников «Русского мира». Где-то время от времени изымают пропагандистскую литературу, где-то оружие изымали. В Почаеве действует подозрительное военизированное подразделение под видом охраны. Летом во время крестного хода его участники были одеты в футболки с надписью: «Приготовьтесь к войне, возбудите храбрых; пусть выступят, поднимутся все ратоборцы. Перекуйте орала ваши на мечи и серпы ваши — на копья; слабый пусть говорит: я силен». В современном политическом контексте она звучала чуть ли не как призыв к вооруженному восстанию. Оружия там не было, там пару раз изымали литературу из церковной лавки, где оправдывалась деятельность незаконных вооруженных формирований на Донбассе, проповедь Новороссии, но не более того.

«Демонстративные шаги, чтобы успокоить проавтокефальную часть общества»

—  А в каких приходах находили оружие? Насколько часто были такие случаи?

—  Был обыск в Запорожье, после того, как там разгорелся скандал с митрополитом Лукой в начале этого года, который отказался отпевать младенца, крещеного в Киевском патриархате. Запустилась цепная реакция и дело дошло до обыска, обнаружили какое-то братство, которое хранило листовки, оружие.

Фото: Анна Майорова/URA.RU/ТАСС

Другим таким местом является Святогорская лавра в Донецкой области, где даже размещались боевики в 2014 году. Есть подозрения, что и сейчас среди послушников есть затаившиеся боевики. Это две таких основных точки. Но при этом нельзя сказать, что это распространенное явление, это редкое исключение. Но этого исключения достаточно для того, чтобы в обществе формировалось представление о том, что монастыри Московского патриархата представляют некую потенциальную опасность.

—  Вы говорили, что храм Спаса на Берестове может быть передан для пользования новой поместной церкви. Ранее уже было решение о передаче Андреевской церкви на Андреевском спуске в Киеве в пользование Константинополю. Как сейчас обстоят дела с передачей собственности?

—  Идет юридическая подготовка. Правительство имплементировало на прошлой неделе закон, принятый Верховной радой и президентом, о передаче этого храма в пользование. Все это будет тянуться какое-то время. Осенью этого года в этом Андреевском храме затеяли масштабную реставрацию, сейчас туда даже невозможно зайти. Как мне сказали сотрудники музея, в состав которого входил этот храм, реставрацию они планируют до 2020 года продолжать, поэтому эта передача будет, скорее всего, на бумаге, а когда это на практике случится, это большой вопрос. У храма есть двухэтажный стилобат, административное здание  — скорее всего, в нем разместится официальное представительство Константинопольского патриархата. Пока в этом стилобате живут военные священники Киевского патриархата, там что-то вроде общежития для них. Видимых изменений вокруг храма пока нет.

Важно понимать, что в Украине нет собственности религиозных организаций. Но есть проект, об этом пока на уровне слухов говорят, передать один из храмов Почаевской лавры автокефальной церкви. Я не вижу практических инструментов у властей, даже если такой проект существует, его реализовать. Почаевская лавра — слишком мощный бастион, и мощнейшее движение там приведет к серьезным последствиям, власти на это не решатся. До сентября этого года все эти храмы и так находились в собственности музея-заповедника, и это никак не ограничивало возможности лавры совершать там службы и пользоваться этими зданиями. Как раньше было, так и в дальнейшем не будет ограничений.

Возможно, власти делают такие демонстративные шаги, чтобы успокоить проавтокефальную часть общества, которая возмущается, что власть ничего не делает против засилья Московского патриархата. Такой части общества власти всегда могут сказать: видите, мы же отменили незаконную регистрацию, значит, мы что-то делаем. Это больше значения имеет как пиар, это не влияет на фактическую жизнь монастырей. Так же, как и опись имущества в Киево-Печерской лавре: была скромная попытка в течение одного дня описать ценности, находящиеся в Ближних пещерах. Но, во-первых, в течение одного дня невозможно успеть их описать, во-вторых, а к каким практическим последствиям это ведет? Описание не предполагает их изъятия или изменения статуса. Это тоже чистая пиар-акция украинских властей, не имеющая практических последствий.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.