in

Пальмира, база в Тартусе, алавиты и «Вагнер». Что мы узнали за пять лет войны в Сирии?

Фото: WikiCommons

30 сентября исполняется ровно пять лет с момента вступления России в военный конфликт в Сирии. В этот день в 2015 году Воздушно-космические силы РФ по просьбе Дамаска с авиабазы Хмеймим начали наносить бомбовые удары по антиправительственным формированиям. Вспоминаем, что нового о Сирии и политическом кризисе там узнали россияне за последние пять лет.

ВКС РФ и «крылатые ракеты»

Первый авиаудар по позициям террористических формирований в Сирии Россия нанесла днем 30 сентября. Этому предшествовала просьба сирийских властей о поддержке и одобрение на задействование войск РФ от Совета Федерации. Спустя две недели авиаудары усилились. Их наносили новые Воздушно-космические силы РФ, созданные из Военно-воздушных сил и Войск воздушно-космической обороны всего за месяц до вступления России в сирийский конфликт. Атака по объектам запрещенной в РФ террористической организации «Исламское государство», можно сказать, была их боевым крещением. 

«Воздушно-космические силы стали главным действующим лицом кампании. За четыре года ВКС совершили порядка 45 тысяч вылетов. Техники и бригады промышленности обеспечили беспрецедентный уровень боевой и эксплуатационной готовности и высокий темп боевых действий», — отмечал в прошлом году директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. Многие военнослужащие формирования получили госнаграды от Владимира Путина.

ВКС РФ на аэродроме Хмеймим в Сирии. Фото: WikiCommons

Но не только ВКС удивили наблюдателей в Сирии. 7 октября корабли Каспийской флотилии начали запускать крылатые ракеты, уничтожившие 11 целей в лагерях террористов. Следующие удары только наращивали мощь и разрушительную силу. Это застало скептиков врасплох: русские корабельные крылатые ракеты действительно реальны и работают. Патриотически настроенная часть населения страны восприняла новость с воодушевлением и чувством гордости за отечественную оборонку. На следующий день после первых залпов российские «калибры» стали главной темой мировых СМИ.

Западные издания не только отмечали успехи российского вооружения, но и пытались рассмотреть цели Путина в Сирии, не вошедшие в официальные декларации. Многие увидели во вмешательстве попытку уберечь Асада. «У россиян и американцев в Сирии разные цели. Россия хочет спасти падающий режим и для этого бомбит умеренную оппозицию. Это в корне противоречит идеям США», — писал Bloomberg.

ВКС РФ на аэродроме Хмеймим в Сирии. Фото: WikiCommons
Российская база в Сирии

В конце 2020 года сообщалось, что Россия в ближайшие четыре года вложит 500 миллионов долларов в модернизацию сирийского порта Тартус. Как рассказывал российский вице-премьер Юрий Борисов, на эти деньги будет налажена работа старого порта и построен новый торговый порт. Тремя годами ранее Москва и Дамаск подписали соглашение о размещении в Тартусе на 49 лет российского пункта материально-технического обеспечения ВМФ России. А в сентябре 2019 года на базе российского флота в Тартусе был создан судоремонтный центр.

Тартус –  второй по величине портовый город в Сирии после Латакии. Там еще во времена холодной войны, в 1971 году, размещался 720-й пункт материально-технического обеспечения ВМФ России. Это единственный за пределами бывшего СССР объект такого типа для российских военно-морских сил. Фактически подписанное в 2017 году соглашение между Россией и Сирией разрешает расширение территории ПМТО в Тартусе и заходы российских военных кораблей в территориальные воды, внутренние воды и порты Сирийской Арабской Республики.

Место постоянного присутствия российских военно-морских судов, находящееся в городе Тартус и формирование обеспечения ВМФ ВС России. Фото: Alexander Zemlianichenko / AP

«Для нас чем больше укрепляется присутствие России в нашем регионе, тем более стабильным он становится, поскольку Россия играет очень важную роль в укреплении стабильности во всем мире»,  — заявлял Башар Асад в 2015 году. Он допустил размещение в Тартусе не только ПМТО, но и российской военной базы. Однако Россия поспешила заверить, что это не так. Глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров заявил, что о создании полноценной военной базы речи не идет. Это, по мнению Озерова, могло бы спровоцировать эскалацию конфликта.

«Два джихада»

Война в Сирии стала не только войной Асада против оппозиции, не только войной против мирового терроризма, истоком которого стало запрещенное в России «Исламского государство», но и в каком-то смысле религиозной схваткой. С самого начала на сторону режима Башара Асада встало шиитское ливанское движение «Хезболла» (запрещено в ряде стран, в том числе США, Израиле и Великобритании), а также иракские шиитские группировки, такие как «Бригада аль-Аббаса» или «Катаиб Хезболла». Изначально некоторые из этих формирований вступили в конфликт с целью защитить одну из главных шиитских святынь – мечеть Сейида Зейнаб в пригороде Дамаска, где, как считается, похоронена внучка пророка Мухаммеда. Однако впоследствии война для шиитских бойцов затянулась, они влились в военные формирования Республиканской гвардии.

Башар Асад. Фото: WikiCommons

С другой стороны им противостояли сунниты из упомянутого уже «Исламского государства». В 2014 году на захваченных территориях они объявили установление «Исламского халифата». В 2019 году был убит лидер «ИГ» Абу Бакр аль-Багдади. К 2020 году боевики остались в Сирии в виде небольших подпольных групп.

«Хезболла» ранее заявляла о своем большом вкладе в борьбе с «ИГ». «Русские благодарны «Хезболле» за участие в войне в Сирии. Российские военные воюют в воздухе, а на земле бои ведут «Хезболла» и сирийская армия. И победа в Сирии — совокупность усилий этих сил», — рассказывал в 2018 году профессор политологии и международных отношений, близкий к «Хезболле» шейх Садек Наболси.

Сокровища Пальмиры

В Сирии расположен легендарный комплекс Древней Пальмиры. Некрополь, гробницы, площади, храмы и театры – прекрасно сохранившийся древний город, построенный в II-I вв. до н. э. Во время сирийского конфликта террористы «ИГ» уничтожали памятники, которыми была наполнена Пальмира. Среди уничтоженных объектов культурного наследия планеты оказались Храм Баалшамина, 131 год н.э., Триумфальная арка, II век н.э, Храм Бэла, 32 год н.э. Боевики не только взрывали шиитские святыни и памятники, но и разграбляли их. Вывезенные сокровища были проданы на черном рынке, а выручка направлена на финансирование деятельности террористической группировки.

Комплекс Древней Пальмиры. Фото: WikiCommons

«Умышленное уничтожение культурного наследия представляет собой военное преступление. Этому нет абсолютно никаких политических или религиозных оправданий», — говорила Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова. Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский в прошлом году рассказывал, что восстановление Пальмиры не планируется. Во-первых, говорил он, конфликт окончательно еще не урегулирован, а во-вторых, принципы реставрации ЮНЕСКО «не предполагают восстановление разрушенного». Также Пиотровский добавил: «когда идет война и люди голодают, а рядом кто-то начинает восстанавливать какую-то роскошь, это не очень хорошо и вызывает нехорошую реакцию».

Христиане Сирии
Антиохийская православная церковь в Хаме, Сирия. Фото: WikiCommons

В Сирии до 2011 года проживало около двух миллионов христиан. А это почти десятая часть населения страны. Однако война наложила на статистику свой трагической отпечаток. Только в Алеппо, по некоторым данным, всего 10% христиан пережили войну, похищения, пытки и казни, учиненные «ИГ». По другим данным, до начала военного конфликта в стране проживало 1,25 млн христиан, после войны осталось – 500 тысяч. Это не значит, что все погибли. Многие люди успели покинуть страну

Впрочем, представители церкви не считают, что в Сирии имел место геноцид по религиозному признаку. В 2016 году сиро-католический священник Жак Мурад заявлял, что «ужасы войны коснулись всех общин Сирии, последователей всех религий». «Конечно, христианские общины, жившие на этой земле с самого начала проповеди Евангелия, подверглись насилию, но неправильно и недопустимо представлять христиан как единственных жертв войны», — говорил священник.  В 2019 году представитель Антиохийской православной церкви Алексий Чехадех на конференции в Брюсселе отмечал, что за все время войны страну могли покинуть 45% сирийских христиан.

Башар Асад – алавит

Мало кто до войны в Сирии уделял пристальное внимание фигуре Башара Асада. Для кого-то он был лидером нации, для кого-то — типичным восточным диктатором. Война позволила присмотреться к Асаду ближе.

Летом 2011 года, когда в Сирии затянулась «Арабская весна», еще не переросшая в гражданскую войну, протестующих поддержал исламский богослов, шейх Салех аль-Лухайдан. Он записал видеообращение, в котором призвал оппозицию свергнуть «атеистический режим» Асада. При этом богослов упомянул и название религиозной группы алавитов. «Джихад должен идти против них в первую очередь», — процитировал аль-Лухайдан другого богослова, шейха аль-Ислам ибн Таймию.

Владимир Путин с Башаром Асадом. Фото: WikiCommons

Алавиты, или нусайриты, как их еще называют, — последователи эклектического течения ислама алавитизм. В его основе лежит эзотерика. Многие ортодоксальные приверженцы ислама конфликтуют с алавитами, не считая их мусульманами. Сами алавиты поддерживают отношения с христианами, а из мусульман — с шиитами. Хотя прочиным их союз назвать сложно. В Сирии насчитывается порядка 12% алавитов.

С началом войны аналитики отмечали, что Башар Асад, сам будучи алавитом, старался расширить их присутствие в армии. Аналитическое агентство STRATFOR отмечало, что большую часть элитных подразделений сирийских вооруженных сил к началу «Арабской весны» уже составляли алавиты.

ЧВК Вагнера

Наконец за пять лет участия России в войне в Сирии весь мир узнал, что у нашей страны есть дееспособные частные военные компании. И ЧВК Вагнера стала, пожалуй, самым ярким подтверждением тому. Первые свидетельства об участии «вагнеровцев» в военных конфликтах появились как раз в Сирии, тогда – под первым названием «Славянский корпус». Причем еще за два года до официального вступления в войну российской стороны. В 2014 году группа Вагнера участвовала в войне на Донбассе, а с 2015 года ее бойцы еще более активно воевали в Сирии. В частности, группа вела бои за освобождение Пальмиры.

 ЧВК руководил Дмитрий Уткин, группа названа по его одноименному позывному. По разным данным, ее численность может составлять от 1350 до 2500 наемников.  ЧВК не входит в состав вооруженных сил РФ, хотя есть предположения, что организацию финансируют по секретным статьям расходов Минобороны. Кроме того, финподдержку «Вагнеру» оказывает, как неоднократно отмечали СМИ, близкий к Владимиру Путину бизнесмен Евгений Пригожин.

Евгений Пригожин. Фото: Михаил Метцель / ТАСС

В апреле 2020 года «Новая газета» опубликовала материала «Головорезы 2.0», в которой обвиняла бойцов Вагнера в совершении преступлений на территории Сирии. Было опубликовано видео, на котором изображены участники группы с отрезанной головой жителя Сирии, которого перед смертью подвергли жестоким издевательствам.  Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что в Кремле шокированы опубликованной в СМИ видеозаписью. Однако отверг какую-либо связь  ЧВК Вагнера с Кремлем. Официально российские власти отвергают наличие в стране такого военного формирования. При этом в СМИ попадали свидетельства того, что бойцы Вагнера получали государственные награды за подписью Путина.

В июле 2020 года 33 бойца ЧВК Вагнера были задержаны в Белоруссии. В интервью Russia Today один из бойцов, после того, как вернулся в Россию, на вопрос о том, что он и его товарищи делали в соседнем государстве, ответил: «Ехали на работу. ЧОП. Обычная охрана». Свою причастность к «Вагнеру» никто из них не признал. 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.