Прошел год с того момента, как в подмосковном Волоколамске сотни жителей вышли на митинг с требованием закрыть полигон «Ядрово», от которого задыхался город. 21 марта 2018 более 50 детей города обратились за медицинской помощью с жалобами на отравление из-за выбросов сероводорода на полигоне.
Хоть Путин, по словам Дмитрия Пескова, лично держал этот вопрос «на контроле», федеральные каналы тогда скрыли массовое отравление детей в городе. Мусорный бунт дал старт протестам по всей стране, вслед за Волоколамском полигоны потребовали закрыть в Сергиевом Посаде, Тимохово, Некрасовке. Подмосковным властям надо было деть куда-то столичный мусор и они решили отправить его по регионам, например, в Архангельскую область, где в Шиесе до сих пор идут столкновения местных жителей со строителями очередного полигона, куда планируется ежегодно свозить 500 тысяч тонн мусора.
Рассказываем, что происходит с полигоном “Ядрово” и ситуацией вокруг него сейчас.
Полигон действительно закрыли, но сразу же заработала его второе тело и всего в нескольких сотнях метров от старого. Все это время выбросы продолжаются, запах из некоторых районов города никуда не делся, а местные жители — пока безуспешно — пытаются добиться закрытия скандальной свалки.
Около полугода назад в Волоколамске появилась общественная организация «Жизнь», которая занимается организацией митингов, и пишет обращения о незаконной деятельности полигона в прокуратуру. Организация насчитывает около 70 постоянных активистов.
«Руководство полигона «Ядрово» — руководство только де юре, де факто хозяин полигона — правительство Московской области, — рассказывает активист Андрей Жданов. — На сегодняшний день полигон не имеет права на существование, у него нет проекта. Дегазацией полигона занимаются неопытные люди. Мы рассылаем обращения в природоохранную прокуратуру, в обычную, но как можно жаловаться сыну на папу? Мы играем в покер с шулером, но никто, кроме нас, этого не сделает»
После мусорных протестов прошлого года на некоторых активистов и участников митингов заводили административные и даже уголовные дела, как например на Анатолия Чипсанова. Его обвиняли в применении насилия в отношении экс-главы Волоколамского района Евгения Гаврилова (ч.2 ст. 318 УК РФ). 15 января 2019 года Волоколамский городской суд прекратил это дело. Как рассказал сам Чипсанов — по примирению сторон.
«В городе запах все еще есть, но его стало меньше. Как и митингов. Народ уже так часто не собирается, — рассказывает Чипсанов, — Но вот недавно все же выходили. В феврале были небольшие запахи. Но я после закрытия дела перестал ходить на какие-либо митинги».
Активист и организатор протестных митингов Артем Любимов рассказал «МБХ медиа», что выбросы на полигоне продолжаются. По его словам, к 2020 году на новое тело полигона планируют перестать завозить мусор и начать его дегазацию.
«Сейчас мы требуем сделать анализ выбрасываемых газов и вроде как это будет осуществлено», —добавляет Любимов.
Как и другие активисты, Жданов рассказывает, что несколько районов города продолжают «задыхаться» от выбросов с полигона.
«Три дня назад у в городе скончалась пятилетняя девочка, в день выбросов. Мы не можем сказать напрямую, что она скончалась от выбросов, никто никогда не скажет, но наши предположения именно такие, — рассказывает Жданов. — Наших активистов даже вызывали в полицию, спрашивали, почему мы это связываем. Все противоречиво, в полиции нам сказали, что она болела ОРВИ, а бабушка ей дала не те лекарства. Наши информаторы говорят, что всеми путями пытаются представить дело так, что у нее была пневмония. Власть всполошилась и пыталась замять это».
Жительница Волоколамска и работница администрации города Полина Сафронова, представившаяся родственницей скончавшейся девочки, рассказала «МБХ медиа», что причины смерти ребенка пока не установлены и по ее словам родители не связывают их с выбросами.
Жданов сообщил, что 20 марта активисты ОО «Жизнь» были в прокуратуре: «Отнесли требование, чтобы прокуроры закрывали эту помойку».
11 марта на заседании Арбитражного суда Московской области, где рассматривалось дело о закрытии полигона «Ядрово», озвучили выводы экологической экспертизы, которую ждали с октября: представитель минэкологии сказал, что вред, нанесенный полигоном, «носит устранимый характер». Мэрия Волоколамска, выступающая истцом, попросила более развернутых комментариев, которые эксперты должны предоставить на следующем заседании суда 15 апреля.