in

«Дайте хотя бы эти деньги». Почему медики снова недовольны выплатами за работу в пандемию 

Фото: Кирилл Зыков / агентство «Москва»

 

 

Медики сразу в нескольких регионах России планируют выйти осенью на акции протеста. Причина – обещанные президентом страны выплаты за работу с пациентами с COVID-19 снова получают не все, кто на них рассчитывал. Как выясняется, даже после выступления Владимира Путина проблема на местах до сих пор существует. О причинах «МБХ медиа» поговорили с координатором независимого профсоюза «Действие» Андреем Коновалом.

 

Координатор независимого профсоюза «Действие» Андрей Коновал. Фото из личного архива

— Почему профсоюз решил вывести медиков на улицы в период пандемии?

— Медицинские работники, огромное число которых оказалось лишено стимулирующих выплат или им выплачивают их в недостаточном размере, возмущены. А иные формы решить эту проблему зачастую оказываются бесполезными. Юридические методы, типа обращения в прокуратуру или к властям, оказываются бесполезными. Да, в некоторых регионах проблему с выплатами удается решить, хотя бы частично, например, в Москве, Питере, Пензе или во Ржеве и Карелии. Там власти предусматривают еще и региональные выплаты. Они меньше федеральных, но хотя бы какая-то дополнительная поддержка. Однако в целом ситуация довольно удручающая.

— В чем основная проблема?

— Денег для федеральных выплат оказалось недостаточно. Всего на три месяца, если мы вспомним, из бюджета на эти цели выделялось порядка 52 млрд рублей. Мы считаем, что эта сумма должна быть минимум в пять раз – максимум в десять раз больше. А у нас получается, что с апреля чиновники пытаются исхитриться, как ограничить круг получателей и основания для их получения. Благоприятно ситуация разрешена только в отношении медработников стационаров, которые специализированы под лечение COVID-19. Для всех остальных медработников, работающих в простых поликлиниках, стационарах, в «скорой помощи» — ситуация неоднозначная. Там хаос и неразбериха. В одних регионах платят всем и всё, в других частично, а в-третьих, только за лабораторно подтвержденный коронавирус. Но что такое лабораторно подтвержденный COVID-19 для «скорой помощи»? Бригада забирает пациента из дома и везет в медучреждение, у него даже теоретически не может в этот момент быть лабораторно подтвержденного случая. Тогда сделали такую уловку: создали специализированные бригады, которые выезжают только на потенциальный коронавирус. И им, соответственно, платят эти выплаты.  

— Но в России есть случаи, когда обычная бригада везет в больницу пациента, который не является потенциальным зараженным. Но потом тест у него показывает наличие коронавируса. Если спроецировать это и на тех медиков, которые принимают данного пациента в клинике, а также тех, кто первое время за ним ухаживает, они тоже фактически работают с COVID-19. Получается, и им полагаются выплаты?

— Естественно. Но в некоторых регионах в данном случае платить отказываются полностью, в других платят только по 415-му постановлению. В мае Минздрав разослал в регионы разъяснения, в которых указано, что в любом случае оплачивается лабораторно подтвержденный COVID-19. Причем если речь идет не о сотруднике спецбригады, то ему платят только по постановлению №415, а по 484-му нет. Причем оплачивается лишь та смена, в которую медработник оказывал помощь пациенту с, опять же, лабораторно подтвержденным ковидом. А вот оплату за работу с группами риска они вообще не предусматривают, как будто этих слов нет в постановлении. Хотя по этому поводу я обращался в Генпрокуратуру, просил привлечь министра здравоохранения Мурашко и его заместителя Семёнову за распространение «фейк-ньюс» о пандемии. Ведь именно они подписали письма с рекомендациями, противоречащими тексту постановления правительства, да и вообще их рассылка – не в компетенции Минздрава. 

В итоге из министерства мне прислали письмо, где они сами признают, что у них нет права разъяснять постановления правительства, а разосланные ими письма – не могут считаться официальным разъяснением и имеют только рекомендательный характер. Но чиновники из регионов в своих отписках периодически ссылаются на эти самые «рекомендации», обосновывая тот или иной отказ.

 

Какие регионы самые проблемные?

— Северный Кавказ. Там в принципе всегда существуют острые проблемы с трудовыми отношениями.

— Кто виноват?

— Я считаю, что тут коллективная ответственность всей системы здравоохранения. Сначала правительство четко не сформулировало правила игры. Затем, после нагоняя от президента, оно внесло в постановления поправки, которые где-то уточнили спорные моменты, а где-то запутали еще больше. Также есть ответственность Минздрава, который не настоял на введении четкой и справедливой системы начисления выплат. И, наконец, региональные власти, которые вместо того, чтобы решить проблему, идут по простому пути и тупо исполняют рекомендации Минздрава.

— Что, по вашему мнению, должны делать власти?

— Еще год назад руководство страны осознало проблему несовершенства системы оплаты труда медработников. И даже были даны поручения правительству перейти к разработке системы. Она предполагает повышение зарплат медиков. Работа должна была начаться в 2020 году. Но началась пандемия коронавируса, и тогда чиновники перенесли этот вопрос на следующий год. Между тем у медиков, особенно в регионах, зарплаты низкие. Оклад на одной ставке на некоторых категориях всего 11-12 тысяч рублей. А все те декларации о якобы больших зарплатах врачей обходят стороной один аспект. Эти люди работают по 1,5-2 ставки свыше нормы, и к тому же несут полуторную или тройную нагрузку на своих рабочих местах. И вот эти самые ковидные надбавки на то время, пока чиновники не разработали новую систему оплаты труда, могли бы компенсировать труд медиков. Казалось бы, дайте людям хотя бы эти деньги. У вас уже есть постановления. Платите хотя бы по одному из них нормальные деньги. Чего, к сожалению, не происходит.

— Какие ваши требования? Вы добиваетесь, чтобы все медики получали выплаты по двум постановлениям?

Это программа максимум. Программа минимум – добиться, чтобы медики получали в полном объеме выплаты во 415-му постановлению. По крайней мере на тот период, пока не введена новая отраслевая система оплаты труда.

___________________________

Владимир Путин в начале апреля 2020 года заявил, что медики, борющиеся с коронавирусом, получат стимулирующие выплаты:  80 тысяч рублей врачам, 50 тысяч рублей среднему медперсоналу и врачам скорой помощи, 25 тысяч рублей младшему медперсоналу, фельдшерам, медсестрам и водителям экипажей машин скорой. Выплаты регламентируются постановлениями №№ 415 и 484. По постановлению № 484, выплата начисляется не более чем на одну ставку и только медикам профильных стационаров и спецбригад «скорой».  По постановлению № 415 выплаты начисляются за особые условия труда и дополнительную нагрузку за работу с инфицированными COVID-19 и лицам из групп риска заражения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.