О громкой истории с изнасилованием в многодетной семье Андрея Бовта, которого в медиа сразу стали называть “русским Чарльзом Мэнсоном” или “Гатчинским Мэнсоном” (самим гатчинцам он больше известен по прозвищу “Николай II”), соседи узнали из новостных сюжетов. Некоторые из них до сих пор уверены, что в такой тихой благопристойной семье ничего подобного произойти не могло, и их оговорили другие “соседи-безбожники”, а мать Бовта во всем обвиняет его жену. «Северо-Запад. МБХ медиа» пообщался с со священником, благословившем прихожанку храма сообщить в полицию об изнасиловании, соседями Бовта и его матерью, чтобы разобраться в истории.
Трехэтажный кирпичный дом на самом краю деревни Химози в Ленинградской области, в котором жила многодетная семья, 17 декабря опустел. У входа во двор машины Следственного комитета и полиции. За красной ленточкой дежурят журналисты. Полицейские пришли в этот дом по заявлению об изнасиловании несовершеннолетней дочери главой семейства – 46-летним Андреем Бовтом, а заодно обнаружили и целый оружейный склад. «Северо-Запад. МБХ медиа» пообщался с со священником, благословившем прихожанку храма сообщить в полицию об изнасиловании, соседями Бовта и его матерью.
По данным СК, с января 2012 по сентябрь 2019 Андрей Бовт в этом доме насиловал собственную дочь. Сейчас девочке 13 лет. Он уводил дочь к себе в комнату говоря, что собирается сделать массаж. Девочка рассказала психологам, что происходило это практически каждый день.
Супруга Бовта о происходящем узнала в конце ноября 2019 года, но не обращалась в полицию, поскольку муж, с ее слов, обещал «отрезать ей язык, расстрелять и таким образом спасти её душу». Девочке он грозил тем же.
Ведомство сообщает, что Бовт незаконно приобрел и хранил огнестрельное оружие и боеприпасы. В результате обвинение главе семьи предъявлено по четырем статьям Уголовного кодекса: о незаконном обороте оружия и незаконном обороте взрывчатки, изнасиловании несовершеннолетней и насильственных действиях сексуального характера.
«Очень милая семья!»
«Северо-Запад. МБХ медиа» пообщался с соседями семьи сразу после задержания Андрея Бовта. Все они узнали о происходящем у них под боком по телевизору.
– Посреди ночи просыпаюсь, а тут «Известия», «ТВ-24». Думаю, у соседа, наверное, какой-то праздник. А что ж он тогда не сказал? Мы же дружно живем. Выхожу сюда, а тут еще хлеще. Тут машины начиная от дороги до горки! У нас ночи-то не было. Вот с полвосьмого интервью даю, – пожаловалась соседка Наталья Пальцева.
С семьей Бовта у Пальцевой очень хорошие отношения. По ее словам, дружба с соседями началась с того, что она подарила им козу.
– После смерти мужа они мне помогают и по земле, и по хозяйственным вопросам. Очень хорошая, порядочная семья. Я вот ночью сегодня посмотрела… Я не верю, что Андрей Викторович мог насиловать свою дочку, потому что там воспитание идет по примеру царской семьи. Они – верующие. Каждое воскресенье посещают Покровский собор. Все ухоженные, накормленные. Все в полном порядке. Очень хорошие ребята все. Никаких наркотиков, пьянок и гулянок. Абсолютно патриархальная, очень милая семья. Когда они с Покровского собора идут, всегда просфорочку принесут. Дети обучены, читают, вышивают. Девочки рукоделием занимаются. Мама Света – художник. Отец я не знаю, кто по профессии, – рассказала Пальцева.
В происходящем женщина подозревает других соседей.
– Вот там у нас дом двухэтажный, а следующий – маленький дом. Я считала, что его купили женщина с сыном, а оказалось, что это ее муж. Ей под 70 лет, а ему 47. Как-то она попросила Свету помочь помыть ей окна. Света помогла. А люди они грязные духовно. В это время Андрей Викторович был в Екатеринбурге. Он ездил на Царские дни. Света пришла ко мне и сообщила, что им помогала. Я ей сказала: «Ох, смотри, Света, откуда ветер подует, – рассказала Пальцева, указывая рукой в сторону домов. – Я не верю в то, что Андрей мог насиловать свою девочку! Это вот та семейка, которая приехала недавно. Вот они и отыгрались!
– Почему они отыгрались? – спрашиваю я.
– Потому что чувство злости и зависти. Вот Лолита… – продолжает она.
– Это они жалобу на них написали?
– Я сегодня ночью увидела это по московской программе. У меня все друзья сегодня ночью не спали… – ушла от ответа собеседница и не стала ничего утверждать.
Ни один житель поселка ничего плохо сказать не мог про детей и про семью.
– Они ни с кем не общались, не разговаривали. Первое время, когда они жили, я детей вообще не видела, а этим летом девочки гуляли здесь с дачниками. Сын у них Петр хороший. Он траву мне косил. Такой хороший мальчик, вежливый. Я считала, что они верующие люди, — рассказала «Северо-Запад. МБХ медиа» другая соседка.
– Детей видел. Они с козами гуляли. Обычная семья, ничего странного не замечал. Они постоянно здоровались, приветливые были. Здесь живу давно и ничего плохого про него не слышал, – заметил, пожимая плечами, сосед Евгений Жупиков.
– Я вчера почитала про них. Мне кажется, слишком надуманно. Нормальные люди вроде. Не, ну конечно, набожные. Это влияет. Мы удивлены вообще этому всему. Мы им помогали. Для коз яблоки давали. Бедная семья. Было им очень трудно, но не настолько, чтобы они детей не любили. У нас позитивное к ним отношение. Дети выглядели внешне счастливыми. Всегда улыбались. Я не видел жесткого отношения, криков. Мама ласковая. Девочка как бы уже взрослая была. Она ухоженная, накрашенная. Всегда улыбалась. Дети все лето на улице. Их не заставляли работать. Они играли. Летом для них бассейн сделали, чтобы они купались, – рассказали соседи Набережневы.
«Северо-Запад. МБХ медиа» поговорил и с постоянным прихожанином Покровского собора в Гатчине и руководителем благотворительного фонда «Благо Дари» Олегом Богдановым.
– Я видел их всего дважды в жизни. Лет пять-шесть назад. Они посещали собор. Вспомнил их только тогда, когда прошло упоминание в СМИ, что это некий “Николай II”. Я сам его в мундире не видел. Я вспомнил его ассоциативно. В храме говорили, что он пародирует Николая II. С ним ходили очень послушные дети, сам бы я его Николаем не признал, он был скорее похож на одного из казаков, которых у нас много, – рассказал он.
За помощью к ним в службу семья не обращались.
– На тот момент, когда они посещали собор, еще службы помощи нашей не было, но и впоследствии тоже не обращались. Мать не могла не знать о существовании нашей организации. Мы работаем по запросам. Контролем и выявлением не занимаемся. Кто обратился, тому помогаем. Если бы мать семейства обратилась бы к нам, мы бы обязательно посетили сначала их жилище, – пояснил Богданов.
«Жди меня»
К вечеру 18 декабря к дому Бовта подъехала двоюродная сестра Светланы Марина Матвеева. Марина Матвеева искала сестру почти 20 лет. Она рассказала, что ей позвонили журналисты из Москвы и сказали, что ее сестра находится здесь — в Химози. Светлана в этот момент общалась с сотрудниками Следственного комитета и не поворачивалась в сторону, где стояли журналисты и Марина. Сестра не спускала глаз со Светы, надеясь, что та обернется и увидит ее.
– У меня нет никакой информации, я вообще не понимаю, что происходит. Я пыталась зайти в Следственный комитет. Никакую информацию мне не дают там. Я приехала сюда, чтобы хоть что-то узнать, – отвечала она представителям СМИ. Марина переживала, что сестру могут засудить за соучастие.
По ее словам, сестра, с которой они провели все детство, раньше не была религиозным человеком.
– Бовт производил на меня странное впечатление, но не более того. Не кричал, не было агрессии. У него было странная религия, которую я не понимала, – заметила Матвеева.
Марина стояла несколько часов у ленточки, всматриваясь в силуэт сестры. Она несколько раз просила сотрудников Следственного комитета и полиции сообщить ей, что ее ждет здесь сестра. Силовик обещал передать информацию, но с ответом так и не пришел. Как только машина СК вместе со Светланой выехала со двора, Марина следом за ней отправилась на своем автомобиле.
О состоянии детей Андрея Бовта и Светланы Лобадюк подробно рассказала уполномоченная по правам ребенка Тамара Литвинова, она также приехала в Химози. Она сообщила, что дети находятся вместе с их матерью в детском отделении Гатчинской районной центральной больницы. Литвинова обратила внимание, что дети себя чувствуют хорошо – «их жизни и здоровью ничего не угрожает». Девочка же, которая дала показания об изнасиловании, сейчас общается с сотрудниками Следственного комитета.
– В отношении детей проводится комплекс всех медицинских мероприятий, потому что они никогда не обращались в медучреждения. Их никогда не осматривали, не делали прививки. Мы разговаривали со всеми ребятами, но о том, чтобы их кто-то бил, они не говорили. Дети без синяков, без побоев и царапин, – рассказала Литвинова. – Дети не ходили в школу, никогда не учились. Взрослые Петр и Павел закончили пять классов в Санкт-Петербурге. Другие дети никогда не посещали школу и никогда не учили никакие предметы. У старших детей в возрасте 22 и 24 года нет паспорта.
Правда, то что сказала Тамара Литвинова, позже частично опровергла ее же пресс-служба, сообщив, что дети умеют читать и писать, а также интересуются шахматами.
«Андрей влюбился и хочет уйти»
Мать Бовта, Вера Лобадюк, согласно данным Seldon basis, числится совладельцем ТСЖ СПб, Ириновский пр., д. 33/49 и православного храма святого апостола Иоанна Богослова в Кудрово под Петербургом.
«Вера Ивановна Лобадюк — в списке наших учредителей. Она где-то в 2012-13 году принимала участие в формировании документов для подачи в Министерство юстиции, чтобы мы открыли новый приход, строящийся храм», — рассказал протоиерей Владимир Данкович.
Кроме того, Вера Лобадюк была директором школы для инвалидов в Санкт-Петербурге – негосударственного образовательного учреждения «Стили времени — Школа мебельщиков». Она арендовала помещение у общеобразовательного учреждения. В ноябре этого года организация ликвидирована по решению суда.
«Северо-Запад. МБХ медиа» связался и с матерью обвиняемого. Она общалась при помощи sms. Мать считает, что все происходящее — это месть жены сына, потому что он «влюбился и хотел уйти из семьи».
– Отнялась речь, не двигаюсь. Голова в порядке, пишите SМS, – написала Вера Лобадюк.
– Расскажите о своем отношении к ситуации.
– Он очень заботливый, но строгий отец. Я действительно потеряла речь. В воскресенье приезжала Света, говорила, что Андрей влюбился и хочет уйти, и после этих слов ее дочь стала сочинять про изнасилование, очень просила не сообщать в милицию, т.к. она ещё не додумала. Я верующий человек и очень люблю своих внуков, внучка была дней десять назад с Андреем и Петром. Говорила, что у них все хорошо. Да и раньше она приезжала, я им много помогала и деньгами и продуктами. Андрей очень старался их накормить, поэтому дети выглядят хорошо и здоровы.
– Верите ли вы, что ваш сын способен насиловать свою дочь?
– Нет!
–То, что у Вас «отнялась речь», связано с этими событиями?
– Да! После сюжета.
– Почему внучка решила заявить об изнасиловании?
– Это все Светлана, она – сирота, я её прощаю и люблю. А она сделала всё по глупости.
– Почему дети не ходили в школу?
– Я им покупала учебники, они говорили, что на семейном обучении. Света панически боялась ювенальной юстиции и внушила это Андрею.
– Что планируете делать дальше?
– Сообщу, что говорила Света.
– Откуда и зачем Андрею столько оружия?
– Не знаю, но по телевизору вчера представитель Следкома говорил, что оно переделано под травматику. Многие коллекционируют.
– Родителей хотят лишить родительских прав. Как вы к этому относитесь?
– Огорчена! Демонстрировать публично мою немощь, вызывающую жалость, считаю недопустимым. Пусть все идет по закону, но закон не соблюдается. Сына объявили маньяком без суда и следствия, детей отобрали. Но маньяки убивают, а на жене и детях ни царапины. Но маховик публичной казни сына запущен, и вряд ли его остановят.
«Вы закрывали глаза и молчали»
В воскресение 15 декабря Светлана успела пообщаться не только со своей свекровью. Клирик храма Всех святых в Гатчине Максим Крупцов рассказал «Северо-Запад. МБХ медиа» о том, какую роль он сыграл в этой запутанной истории.
– Ко мне обратилась по телефону знакомая молодая женщина с вопросом, не знаю ли я надежного милиционера, которому можно было бы доверить некие откровения. Эти откровения хочет поведать ее подруга – прихожанка Покровского собора в Гатчине. Подруге той девушки о своей беде и плакалась мама из Химози. Многодетная мать говорила, что больше не может терпеть. Дескать, муж сожительствует и издевается над одной из ее дочек несколько лет и что она устала бояться. Эта мама не могла обратиться сама в полицию, потому что ее муж не выпускал со всеми детьми вместе, угрожая прикончить детей. Мать приходила постоянно в Покровский храм. Девушка, которой была поведана эта история, тоже прихожанка собора. Все это на виду было. Видели, что дети убогие. Им лет 12-15 назад гуманитарную помощь привозили, – рассказал иерей Максим Крупцов.
По его словам, знакомая Светланы сначала обратилась за помощью и советом к одной из сотрудниц Покровского храма, которая занимает какую-то важную должность, но та ее попросила не создавать шумихи: «А то опять про нас чего-нибудь плохое могут подумать». Затем женщина решила обратиться за советом к священнику Покровского храма Сергию Николаеву. Последний был очень груб. Обвинил девушку в лжесвидетельстве. Запретил в этот день причащаться.
— Милиционера они искали через меня, потому что ранее, когда она звонила в гатчинскую дежурку, над ней просто посмеялись. Сказали, что она дура, и это сумасшедшая история. Я просто дал благословение обращаться в милицию и в опеку и не ждать, когда мамочка снова придет в храм и все это заявит. Я посчитал, что медлить не стоит, потом уже может получиться так, что будет некого спасать. Девушки преодолели страх и подали заявление, – рассказал Крупцов.
На суде по мере пресечения Бовт заявил о своей невиновности. Он был возмущен обвинениями в изнасиловании дочери. В произошедшем он обвинил неизвестных наркоторговцев и просил о встрече с Владимиром Путиным. На заседании его супруга и дочь, в изнасиловании которой он обвиняется, подтвердили ранее данные показания о насилии. Для проверки их версии специалисты в скором времени проведут экспертизу.
Ранним утром 19 декабря полиция нагрянула с обыском к матери Бовта. При помощи сотрудников МЧС была вскрыта дверь и проведен обыск. «Северо-Запад. МБХ медиа» продолжит следить за этим резонансным делом.