in

Дело «Седьмой студии» в вопросах и ответах

Фрагмент спектакля «Седьмой студии» «Сон в летнюю ночь», режиссер Кирилл Серебренников. Фото: Alex Yocu / gogolcenter.com

Дело «Седьмой студии» подходит к концу. Прокурор запросил для обвиняемых реальные сроки и крупные штрафы, а Кирилл Серебренников выступил с последним словом. Сегодня, 26 июня, Мещанский суд Москвы вынесет приговор. Отвечаем на самые главные вопросы о «театральном деле».

Что такое «Седьмая студия»?

«Седьмая студия» — это театральная труппа режиссера Кирилла Серебренникова, созданная на базе его курса в Школе-студии МХАТ в 2012 году для реализации проекта «Платформа». Актеры студии составляют основную часть театральной труппы «Гоголь-центра», бывшего театра имени Гоголя, который возглавляет Серебренников.

Из-за чего возбудили уголовное дело?

Из-за проекта «Платформа». Идею его создания Серебренников озвучил на встрече с президентом Дмитрием Медведевым в 2011 году. «Платформа» — мультимедийный экспериментальный проект по развитию и популяризации современного искусства. Его финансировало Министерство культуры, с 2011 по 2014 год было выделено в общей сложности 216,5 миллионов рублей. В рамках «Платформы» провели более 300 спектаклей, музыкальных мероприятий, лекций и мастер-классов. В 2015 году депутаты «Единой России» Евгений Федоров, «Справедливой России» Алексей Казаков и ЛДПР Михаил Дегтярев направили в Генпрокуратуру запрос с просьбой проверить «Платформу» на предмет нецелевого использования бюджета.

Когда все началось?

Дело «Седьмой студии» или «театральное дело» возбудили в 2015 году по части 4 статьи 159 УК РФ, но известно о нем стало только в 2017 году. 23 мая прошли обыски по месту жительства Кирилла Серебренникова и бывшей главы Департамента господдержки искусства и народного творчества Минкульта, директора РАМТ Софьи Апфельбаум и в «Гоголь-центре». На следующий день задержали бывшего гендиректора «Седьмой студии» Юрия Итина и бухгалтера студии Нину Масляеву. В июне 2017 года задержали бывшего генпродюсера студии Алексея Малобродского, а 22 августа — Кирилла Серебренникова. Исполнительного продюсера Екатерину Воронову заочно арестовали в сентябре. Апфельбаум задержали в октябре.

Представитель Минкульта тогда заявил, что из выделенных на «Платформу» 216,5 миллионов рублей по назначению было израсходовано только 16 миллионов. Фигурантов уголовного дела обвинили в мошенничестве в особо крупном размере. Если сначала сумма предполагаемого хищения составляла 66,5 миллионов рублей, то потом постепенно она выросла до 133 миллионов. 

В чем суть обвинений?

По версии следствия, Кирилл Серебренников возглавил организованную группу из числа сотрудников «Седьмой студии», которая готовила фальшивые документы и отчетность для министерства с неверными сметами и завышенной стоимостью работ. Обвинение строится на свидетельских показаниях Нины Масляевой, а также Валерия Синельникова и Валерия Педченко, с помощью которых Масляева обналичивала средства из бюджета.

Что сейчас с фигурантами дела?

Кирилл Серебренников и Софья Апфельбаум провели под домашним арестом полтора года, 8 апреля 2019 года их отпустили под подписку о невыезде. Алексея Малобродского сначала арестовали, но позже отпустили под подписку о невыезде. Исполнительный продюсер Екатерина Воронова покинула страну еще в 2017 году, ее арестовали заочно, она находится в международном розыске. В открытом письме Воронова рассказала, что следствие в отношении Серебренникова ведется недобросовестно и что в 2014 году «Седьмая студия» выявила  кражу денег со стороны бухгалтера Масляевой. Сама Масляева призналась в краже и пошла на сделку со следствием, ее дело выделили в отдельное производство, бухгалтера перевели из СИЗО под домашний арест. На очной ставке с Серебренниковым она заявила, что украла пять миллионов рублей. Все остальные фигуранты дела вину не признают. В отношении всех фигурантов дела отсутствует мера пресечения.

На какой стадии уголовное дело?

Суд по существу начался 7 октября 2018 года в Мещанском суде Москвы. Минкульт в деле — потерпевшая сторона. Министерство просит суд взыскать с обвиняемых 133 миллиона рублей ущерба. В августе 2018 года повторная экспертиза выявила, что реальная стоимость проекта «Платформа» превышает 300 миллионов рублей, хотя министерство выделило на него всего 216,5 миллионов — таким образом, «Седьмая студия» даже сэкономила государству бюджетные деньги. 11 сентября судья Ирина Аккуратова вернула дело в прокуратуру на доследование в связи с нарушениями и отменила подписку о невыезде для Серебренникова и Апфельбаум. Но Мосгорсуд признал незаконным возвращение дела в прокуратуру и отправил дело на новое рассмотрение. 1 ноября 2019 года  началось повторное рассмотрение дела новой судьей Олесей Менделеевой.

Судья Менделеева назначила третью финансово-экономическую и искусствоведческую экспертизу по делу. 1 июня 2020 года экспертиза показала, что расходы были завышены в 2,5 раза, и оценила ущерб в 129 миллионов рублей. Минкульт снизил сумму взыскания по результатам экспертизы.

Во время прений 22 июня государственное обвинение запросило Серебренникову шесть лет колонии и 800 тысяч рублей штрафа, Итину и Апфельбаум по четыре года колонии и по 200 тысяч рублей штрафа, Малобродскому пять лет колонии и 300 тысяч рублей штрафа. Также гособвинение просило суд забрать имущество обвиняемых в доход государства.

Как на дело «Седьмой студии» реагирует общественность?

Когда в мае 2017 года стало известно об обысках по делу «Седьмой студии, возле «Гоголь-центра» прошел стихийный митинг. На Каннском фестивале 2018 года фильм «Лето», который режиссер Кирилл Серебренников монтировал, находясь под домашним арестом, встретили овациями, картина получила награду за лучший саундтрек. Серебренникова поддержали французские театральные деятели, в 2019 году режиссеру вручили французский Орден искусств и литературы, присвоили звание почетного доктора Университета Париж-Нантер, а его постановка «Маленькие трагедии» удостоилась российской театральной премии «Золотая маска».

Открытое письмо на имя министра культуры Ольги Любимовой с просьбой отозвать иск подписали более трех тысяч человек, включая Чулпан Хаматову, Лию Ахеджакову, Леонида Парфенова, Татьяну Толстую и многих других деятелей культуры. Но министерство ответило, что оценка доказательств — дело суда. В Кремле «традиционно не комментируют» дело, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. На прямой линии в 2017 году Владимир Путин заявил, что окончательные выводы о «финансовых нарушениях» сделает суд.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.