in

«Демократия в аду, а на небе – царство». Что известно о «Русском имперском движении», признанном в США террористическим 

Участники "Русского имперского движения". Фото: Александр Петросян / Коммерсантъ

Власти США, признавшие «Русское имперское движение» (РИД) террористической организацией, делают акцент на том, что в «террористический список» впервые внесены не исламисты, а сторонники «белого превосходства». Однако такое определение не является верным в отношении РИД. Это относительно небольшая группировка «старо-правого» типа, с идеологией, базирующейся не на национал-социализме и расизме XX века, а на архаичных учениях и мировоззренческих системах позапрошлого столетия – монархизме, православном фундаментализме и на этатизме, государственничестве в самых его экстремальных формах.

Невзрачные имперцы

«Демократия в аду, а на небе – царство» – фраза, приписываемая монархистами Иоанну Кронштадтскому, висит на «шапке» официального сайта РИД. Тексты, манифестирующие базовые ценности РИД, призывают «положить конец смутному времени, длящемуся уже более ста лет», «вернуть Русский народ на путь спасения, с которого его попытались увести бесовские силы коммунизма и либерализм». Подобные обороты характерны для национал-патриотического движения первой половины 90-х годов. Современный русский национализм таким языком старается не говорить. Среди программных пунктов РИД: провозглашение Российской империи на месте нынешней РФ, отмена национального административного деления и «назначение Верховного правителя (регента, диктатора) до созыва Всероссийского Земского Собора для призвания на царство нового Монарха».

В пабликах организации можно увидеть посты разной степени безумия, в том числе о коронавирусе как «рукотворной эпидемии» , затеянной с целью передела мира и изъятия у умерших органов.

РИД было основано в первой половине 2000-х годов и долгое время не выделялось среди остальных националистических организаций ничем – ни численностью, ни харизмой лидеров, ни яркими акциями. «Славянский союз», Движение против нелегальной иммиграции и этнополитическое объединение «Русские», возглавлявшиеся энергичными Дмитрием Демушкиным и Александром Беловым, были куда многочисленнее и влиятельнее в ультраправой среде. Государство признало это и последовательно объявило через свои суды все три организации экстремистскими. А вот непримечательное Русское имперское движение сумело пережить волну гонений на националистов начала «десятых» годов и дожить до грозного и кровавого 2014 года – когда лидеры РИД сумели, наконец, вывести свою группировку на качественно новый уровень развития.

От Донбасса до Ливии

Зимой 2014 года в Украине произошла революция. Лидеры РИД посещали в этот период Киев, но после победы Майдана организация заняла жестко антиукраинскую позицию. Это были времена драматического раскола русского националистического движения. Многие националисты поддерживали «Революцию достоинства», сражались на стороне киевлян против спецназа МВД на баррикадах, а затем в украинских добровольческих батальонах воевали с прокремлевскими сепаратистами. Наиболее авторитетные лидеры русских ультраправых Дмитрий Демушкин и Александр Белов пытались занять нейтральную позицию и отказались от сотрудничества с Кремлем на украинском направлении (оба затем были брошены в тюрьмы). Но нашлись и такие, кто принял деятельное участие в войне против Украины. «Русское имперское движение» было в числе сил, сделавших главную политическую ставку на «проект Новороссия».

Руководство РИД в лице Станислава Воробьева подписало «Меморандум о сотрудничестве» с ДНР, а военизированное крыло РИД «Имперский легион» летом 2014 года начало действовать на территории востока Украины. По данным украинской стороны, первая подготовленная и экипированная группа «Имперского легиона» была отправлена в июне 2014 года в Славянск под командование Игоря Стрелкова. Ее зачислили в распоряжение второй роты Семеновского батальона, который осуществлял диверсионную работу против украинских сил в районе села Семеновка. В дальнейшем присутствие «Легиона» на Донбассе расширялось. В течение 2014 года учебный центр «Резерв» под руководством Дениса Гариева подготовил и направил на Донбасс более 300 человек. 

Бойцы «Имперского легиона» в Дебальцево. ДНР, 2015 год. Фото: Пётр Рождественский / Вконтакте

После ухода Стрелкова из Донбасса, «легионеры» перешли в октябре 2014 года в подчинение бригады «Призрак» Алексея Мозгового, базировавшейся в ЛНР. За время активной фазы войны «Легион» успел поучаствовать в боях в Славянске, Никишино и других местах.

Но в начале 2015 года на Донбассе наступили новые времена. Москва начала всеми способами выдавливать с территории самопровозглашенных республик любые неподконтрольные силы, в первую очередь радикальных националистов. Нескольких популярных полевых командиров физически уничтожили. В этих условиях РИД сочло уместным добровольно свернуть свою активность в Украине, и члены «Легиона» покинули Донбасс.

С тех пор «Имперский легион» фактически прекратил свое существование как военизированная структура (существует только одноименный паблик во «ВКонтакте»). Но интересно, что отдельные представители «Легиона», понюхав пороху на Донбассе, решили испытывать судьбу и дальше – уже в работающих на Кремль нелегальных ЧВК. Некоторые из «легионеров» отправились воевать в Ливию, на стороне фельдмаршала Халифы Хафтара. Известно как минимум о двоих бывших членах «Легиона», погибших в Ливии зимой 2019-2020 годов. Один из них – 39-летний житель Петербурга Владимир Скопинов, был убит в январе 2020 года, предположительно в боях за Триполи.

Взрывы в Швеции

Несмотря на разочарование в завершившейся донбасской эпопее, участвовавшие в ней силы еще некоторое время пытались реализовывать проект «управляемый национализм». Именно на этой стадии РИД завязало тесные отношения с европейскими ультраправыми, которых Кремль желал сделать своим инструментом в новой холодной войне.

В 2015-2016 годах на территории России при поддержке властей организовывались мероприятия с участием делегатов европейских националистических объединений. Российско-украинская война расколола и европейских ультраправых. Часть из них активно поддержала Кремль в его противостоянии с Украиной и с Западом. Члены РИД общались с представителями скандинавской национал-социалистической организации «Северное движение сопротивления» (Nordiska motståndsrörelsen по-шведски, NMR), действующей на территории всей Северной Европы, и особенно активно – в Швеции. NMR поддерживала сепаратистов Донбасса в войне против Украины, делегаты NMR посещали офис РИД в Петербурге, а лидер РИД Станислав Воробьев с товарищами ездил на «внутрипартийный конгресс» NMR в Стокгольм.

Судя по всему, именно «скандинавский кейс» РИД дал властям США повод причислить эту умирающую, не имеющую никаких перспектив организацию к числу террористических.

В ноябре 2016-го и в январе 2017 года в шведском Гетеборге произошли два взрыва. Сперва взрывное устройство подорвали рядом с помещением, арендуемым левой организацией «Синдикалистский форум». В здании были разбиты все стекла, поврежден фасад, но обошлось без пострадавших. Следующий взрыв произошел возле лагеря беженцев, был один раненый. Еще одна неразорвавшаяся бомба была впоследствии обнаружена возле здания, где также размещались искатели убежища из стран третьего мира.

Полиция арестовала трех бывших членов «Северного движения сопротивления»: 23-летнего Виктора Мелина, 51-летнего Йимми Юнассона и 20-летнего Антона Тулина (в фамилиях Мелин и Тулин ударение ставится на второй слог). Их обвинили в попытках убийства и нанесение телесных повреждений, а также в создании угрозы общественной безопасности.

Мелин и Тулин на выходе из хозяйственного магазина, где они покупали компоненты для очередной бомбы. Фото: Swedish police

В июле 2017 года окружной суд города Гетеборга огласил приговор: Виктору Мелину — восемь с половиной лет, Йимми Юнассону — пять лет, Антону Тулину — полтора года лишения свободы.

Следствие так и не усмотрело в деле признаков терроризма, квалифицировав произошедшее как «домашний экстремизм». 

В ходе судебного следствия было установлено, что Мелин и Тулин, будучи членами NMR, посещали тренировочный лагерь РИД под Петербургом. «Тот факт, что обвиняемые, вернувшись в Швецию после обучения на военных курсах «Имперского движения», приступили к изготовлению и закладке бомб, является не совпадением, а прямым следствием их поездки… «Русское имперское движение» имеет то же самое мировоззрение, что и «Северное движение сопротивления». «Русское имперское движение» — ультраправая российская организация, которая готовила и отправляла добровольцев воевать в Донбасс. Ее лидер Станислав Воробьев неоднократно посещал Швецию, читал лекции, участвовал в конференциях, а также оказывал финансовую помощь шведской неонацистской партии «Северное движение сопротивления»» – цитировала «Новая газета» доклад шведской службы госбезопасности SÄPO.

На самом деле РИД имеет отнюдь не «то же самое мировоззрение», что и Северное движение сопротивления». Как уже говорилось выше, РИД – реакционная монархическая организация, в то время как NMR – действительно расистская панъевропейская структура с идеологией на базе национал-социализма. Но тем не менее во Второй холодной войне, начатой Кремлем против Европы, РИД и NMR действительно оказались по одну сторону фронта и пытались быть друг другу полезными. Впрочем, Денис Гариев, заведовавший военизированными проектами РИД, отрицал, что монархисты имеют отношение к обучению Мелина и Тулина военному делу. По его словам шведы ездили в Питер играть в страйкбол.

Внезапная слава

Неожиданное решение мировой супердержавы признать террористической угрозой никому не известную малочисленную российскую группу у многих вызвало недоумение. Может показаться, что больше всего рады возникшей шумихе сами руководители «Русского имперского движения», внезапно получившие внимание СМИ.

В разговоре с «МБХ медиа» лидер РИД Станислав Воробьев охотно комментирует ситуацию, отмечая, что преступления в Гетеборге не были признаны террористическими актами. Он указывает, что американцы не стали почему-то признавать террористической организацией и «Северное движение сопротивления». Впрочем, на этот аргумент власти США легко бы ответили, если бы захотели. Арестованные гетеборгские подрывники действовали не от имени NMR, а напротив, находились в конфронтации с NMR, считая ее методы недостаточно радикальными. И это установлено судом. Подрывники получали свои навыки в России – по крайней мере, спецслужбы Швеции в этом убеждены, и для США их мнение является решающим.

Станислав Воробьев (слева). Фото: РУССКОЕ ИМПЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / Вконтакте

«Нужно отметить, что с чем с чем, а с белым превосходством РИД ассоциируется в последнюю очередь. С военной подготовкой участников для группировок «ЛДНР«  – да, с православным антисемитизмом – да, с неким христианским империализмом – да» – пишут противники РИД, проукраинские русские националисты из «Русского центра».

«Вероятно, за признанием РИД террористической организацией стоит желание США хотя бы косвенно бросить такое же обвинение самой РФ, ведь только при поддержке государственной власти РИД могло беспрепятственно организовывать циркуляцию вооруженных людей между РФией и Украиной» – допускают в «Русском центре».

Но вероятно, у внимания Вашингтона к РИД есть более простое объяснение. В последнее время администрация Дональда Трампа постоянно сталкивается с упреками «лево-либеральной» общественности, считающей, что Трамп вообще никак не реагирует на «рост расистского насилия» в США. И американское руководство сделало важный, с его точки зрения, шаг: записало в «террористы-расисты» маргинальную группу питерских монархистов-конспирологов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.