Министерство финансов разработало проект масштабной реформы Вооруженных сил России. Авторы инициативы предлагают сократить численность войск на 100 тысяч человек, увеличить необходимый для выхода на пенсию срок выслуги лет, отменить ежегодную индексацию пенсионных выплат и урезать питание для несущих службу по контракту. Министерство обороны восприняло эти предложения в штыки.
Почему два ведомства неожиданно вступили в ожесточенный спор в публичном поле?
Оптимизация бюджета
В середине октября Министерство финансов направило в Совет безопасности проект реформы Вооруженных сил. Об этом сообщили «Известия» со ссылкой на собственные источники. Позднее эту информацию официально подтвердило Министерство обороны, которое с критикой обрушилось на новое предложение ведомства на сайте газеты «Красная звезда».
По мнению представителей Минобороны, оптимизация расходов на Вооруженные силы не приведет к какому-либо положительному экономическому эффекту, но при этом «значительно ухудшит материальное благополучие и социальный статус военнослужащих».
Уменьшить расходы чиновники предлагают, в первую очередь, с помощью сокращения штатной численности военнослужащих на 10%. Согласно указу президента от 2018 года, который регулирует общее количество военнослужащих (чуть более 1 млн человек), речь идет о ликвидации порядка 100 тысяч должностей. В основном, сократить предполагается тех, чья деятельность напрямую не связана с выполнением боевых задач: медиков, преподавателей, юристов, тыловиков, финансистов, кадровиков.
Эксперт российского совета по международным делам Илья Крамник убежден, что в этом решении нет ничего неожиданного с учетом нынешней экономической ситуации в стране. Разговоры об урезании бюджета на вооруженные силы ходили давно, а высшее руководство неоднократно намекало на это.
Как следует из доклада Стокгольмского международного института исследований проблем мира, на протяжении 2017-2018 годов Россия действительно сокращала военные расходы. Тогда она опустилась на шестую строчку рейтинга стран с наибольшими затратами на обеспечение вооруженных сил. Однако в 2019 году военные траты снова возросли — на целых 4,5% — и составили $61,4 млрд. Россия снова вошла в пятерку мировых лидеров. Для сравнения, США, которые традиционно возглавляют этот рейтинг, потратили на те же нужды более $732 млрд.
«Многие государства вынуждены урезать военные расходы или отказываться от их запланированного повышения в связи с пандемией. Нам тоже надо как-то сейчас определять приоритеты финансирования. Владимир Путин давно говорил, что военной промышленности необходимо перестраиваться на производство гражданской продукции, для того чтобы суметь выжить и приносить прибыль без оборонзаказа, — рассказал “МБХ медиа” Крамник. — Сокращение должностей — вполне рациональная идея. Тем более, что у нас они были несколько “переразмерены” после отставки предыдущего министра обороны. Нужно вернуть их в те же рамки и, возможно, даже посильнее сократить. Я не думаю, что это сильно навредит боеготовности. В конечном счете, регулярных военных угроз, которые предполагали бы столкновение больших армий, у нас сейчас немного. Угрозы локальных конфликтов могут быть парированы меньшим размером Вооруженных сил, чем есть сейчас. А для обеспечения стратегической безопасности в случае столкновения с крупной военной державой у нас есть много инструментов, включая стратегические вооруженные силы».
Экономия на еде и одежде
Кроме сокращения штатных должностей, авторы инициативы предлагают увеличить сроки носки вещевого имущества или заменить его выдачу денежной компенсацией. При досрочном расторжении контракта военнослужащий будет обязан возместить стоимость военной формы.
Урезать предлагается и питание для контрактников. Согласно новому проекту Минфина, обеспечивать бесплатной едой эту категорию военнослужащих теперь будут только во время боевого дежурства и на полевых выходах.
«Денег стало не хватать даже на армию.
Мы совершенно не знаем, благодаря той политике, которую проводит Минобороны, о боеготовности российских вооруженных сил и о том, сколько денег им нужно для этого.
Сейчас забавный момент заключается в том, что в условиях, когда общество совершенно лишено информации, в жестком споре сошлись два ведомства. В дипломатии есть такой термин — “запросная позиция”. Когда начинаются переговоры, традиционно каждая из сторон выкатывает такие предложения, которые абсолютно неприемлемы для другой стороны, — уверен военный обозреватель и шеф-редактор “Ежедневного журнала” Александр Гольц. — То, что сделал Минфин, это явно запросная позиция. Трудно себе представить, что Владимир Путин, который так гордится особыми отношениями с армией, пойдет на то, чтобы существенно ухудшить систему прохождения службы».
Пенсия и льготная ипотека
Еще одним пунктом, вокруг которого разгорелись споры, стало предложение Минфина не включать годы учебы в военном вузе в срок службы. По мнению экспертов, это противоречит законам «О статусе военнослужащих» и «О воинской обязанности и военной службе». Так как ведомство вместе с этим планирует поднять срок выслуги лет, после которого положена пенсия, с 20 до 25 лет — суммарно, с учетом учебы, срок, необходимый для назначения пенсии, увеличится сразу на десять лет.
«Я не поддерживаю эту идею, потому что обучение курсантов — это полноценная военная служба. Они несут караулы, они подчиняются воинской дисциплине, уходят в отпуск раз в год на один месяц, на них действуют те же ограничения, что и на других военнослужащих. Как эти годы можно просто вычеркнуть?», — недоумевает Илья Крамник.
Также финансисты предлагают убрать ежегодную индексацию военной пенсии на 2% сверх уровня инфляции и увеличить срок службы, необходимый для получения военного ипотечного счета.
«Российская армия, очевидно, на военные цели тратит гораздо больше денег, чем следовало бы. Поэтому оптимизация нужна. Официально это около трех процентов ВВП, эксперты некоторые оценивают до пяти процентов ВВП. В условиях экономического кризиса, эти почти что два триллиона рублей — гигантские деньги. Проблема в том, что тратятся они абсолютно бесконтрольно, — уверен Александр Гольц. — Некоторые требования из предложенных Минфином вызывают сильное недоумение.
Я думаю, единственный смысл составления этого документа — привлечь внимание к проблеме первого лица страны.
«Очевидно, что военнослужащие будут недовольны этими сокращениями, если эта реформа вдруг будет реализована, поэтому никто не станет так рисковать».