in

Депутаты предлагают сделать второе сентября днем воинской славы, жители Северной Осетии против

От имени СССР генерал-лейтенант Кузьма Деревянко подписывает акт о капитуляции Японии на борту линкора «Миссури», 2 сентября 1945 года. Фото: Wikimedia Commons

Депутаты Сахалинской областной думы и Госдумы предложили наделить 2 сентября статусом дня воинской славы. Инициативу поддержали в парламенте Северной Осетии, где в сентябре 2004 года произошел теракт в бесланской школе №1. Население республики восприняло это как предательство и потребовало официально закрепить за 1-3 сентября статус траурных дней, который за 15 лет так и не присвоили. Депутаты считают, что люди «пытаются хайпануть».

Сахалинский парламент обращался к федеральным властям с просьбой увековечить победу СССР над Японией еще в 1997 году, напомнил депутат Сахалинской областной думы Александр Болотников. Весной 2019 года депутаты решили направить в Госдуму законопроект о внесении изменений в федеральный закон, чтобы 2 сентября значился не днем памяти, Днем окончания Второй мировой войны, а днем воинской славы — Днем Победы во Второй мировой войне. Депутаты считают, что таким образом будет восстановлена историческая справедливость.

«Исходя из нынешнего названия, мы не видим, были ли победители и побежденные, кто ответственен за развязывание войны, и кто получил по заслугам за преступления против человечества, — считает депутат Александр Болотников.

Инициативу смены статуса 2 сентября также продвигает первый зампред комитета Госдумы по обороне, депутат от ЛДПР Александр Шерин. Он рассказал «МБХ медиа», что в ближайшие дни внесет законопроект о признании 2 сентября Днем безоговорочной капитуляции милитаристской Японии перед Советским союзом. В кабмине законопроект не поддержали, ссылаясь на то, что дата ассоциируется с примирением и единением государств, так как Акт о капитуляции Японии, подписанный 2 сентября 1945 года, означал окончание Второй мировой войны. Также в отзыве правительства отмечалось, что непосредственно в этот день «славных побед российских войск» не было, поэтому правильнее квалифицировать дату именно как памятный день. Другие замечания касались того, что в законопроекте нет финансового обоснования и для таких законопроектов нужно широкое общественное обсуждение.

«Мы хотим занести этот праздник в календарь, чтобы он был на государственном уровне. Это приятно сахалинцам и ставит точки над “и” в нерешенных вопросах с Японией, — говорит депутат Александр Шерин. — Я считаю, этот день заслужен, наши солдаты погибали, наша страна несла потери. Есть исторический факт, а дня нет. Как мы этот день воспринимаем? Как рядовое событие или день воинской славы? Я считаю, где наша армия победила и где перед нами капитулировали, это день воинской славы, где потерпела поражение — день памяти и скорби».

Шерин пояснил, что не согласовывал свою инициативу с Сахалинской облдумой, и добавил: «День победы во Второй мировой войне — это 9 мая». Депутат предположил, что новый всероссийский праздник будут праздновать в большей степени на Сахалине, и объявлять в телеэфире.

«Я очень скорблю по всем жертвам теракта. Это произошло после 1945 года. Если какая-то трагедия произойдет 9 мая, мы не можем искусственно создавать ситуации, чтобы противопоставлять граждан, — говорит Шерин о несогласии с подобной инициативой жителей РСО-Алания. — Если это создает конфликт, давайте плевать на могилы тех, кто погибал, освобождая Сахалин от японцев. Или мы страна подлых трусов, которые боятся признать, что мы победили японцев? Что за страна, которая боится в праздники записать, что японцы перед нами капитулировали? Я ни в коем случае не пытался умалить достоинство жителей Северной Осетии, трагедию, которая их постигла с 1 по 3 сентября, я согласен, что это большая трагедия, но я думаю, что это совершенно разные вещи. Мы в этот день должны помнить, скорбеть по тем воинам, которые освобождали Сахалин от Японии».

Парламент Северной Осетии, тем не менее, поддержал сахалинских коллег. 6 июня 2019 года на заседании совета парламента республики большинство депутатов согласились, что день окончания Второй мировой войны для них «по праву является вторым Днем Победы», сказано в отчете на сайте парламента.

Жители республики возмутились такой реакцией депутатов. Как рассказал «МБХ медиа» основатель благотворительного движения «Ирон Зиу», оперный певец Вадим Чельдиев, такое решение многие восприняли как предательство.

«После единогласного принятия пенсионной реформы людям много не надо. Это, конечно, воспринимается как предательство. У населения республики другого отношения в принципе нет, — говорит активист. — В Беслане нет почти ни одной семьи, которую это не коснулось. Каким боком они должны праздновать день воинской славы в день, когда у кого-то погибал кто-то из близких? Как заставить их праздновать?».


Сенатор от Северной Осетии, в прошлом депутат парламента республики Арсен Фадзаев написал в своем инстаграме, что не понял позицию бывших коллег.

«Для нашей республики, для всего народа Осетии, к великому сожалению, злополучные три дня (с 1 по 3 сентября) навсегда останутся траурными, — заявил сенатор Фадзаев. — Это наша боль, наша память, наши дети, в конце концов. В 2004 году произошел самый страшный, самый циничный и ужасный теракт за всю историю человечества. Об этом тоже нельзя забывать. И с этим уж точно нужно считаться».

 Заявление муфтия Северной Осетии Хаджимурата Гацалова

Председатель комитета по национальной политике и делам молодежи, депутат парламента от фракции «Единой России» Алан Хугаев заявил: «У нас дней воинской славы больше двадцати, которых мы даже не знаем и не видим их. Никаких празднований они не предусматривают. Люди просто взяли и перевернули все вверх ногами, пытаются на этом хайпануть, даже сути не поняв».

Хугаев объяснил, что это только смена формулировки и никаких «празднеств или народных гуляний» в республике не планируется.

«Мне лично непонятно, кто и для чего в очередной раз пытается поднять шумиху, тем более спекулируя на болезненной для Осетии теме», — сказал депутат.

Общественные организации направили главе республики Вячеславу Битарову и парламенту письма с требованием законодательно наделить статусом дней памяти и скорби 1-3 сентября, что за 15 лет после бесланской трагедии так и не было сделано, кроме регионального Дня памяти о жертвах терактов 3 сентября, учрежденного в 2004 году тогдашним президентом республики Александром Дзасоховым.

В своем обращении общественники также выступили за присвоение особого статуса 8 августа — в память о вооруженном конфликте в Южной Осетии.

Письма от общественных организаций правительству республики Северная Осетия-Алания. Фото: телеграм-канал «Осетия»

«Практически все общественные организации подписались и высказались. Точно не знаю, сколько, но десятки тысяч людей не входят в общественные организации, их мнение по факту никто не учитывает, но их очень много, каждый второй житель республики скажет, — говорит активист Вадим Чельдиев. — Только после этого резонанса депутаты начали говорить о том, чтобы сделать эти три дня траурными. Пока петух не клюнул, они даже не думали все 15 лет».

Речь о том, что в результате «общественного запроса», как сказал депутат от фракции «Единой России» Тимур Ортабаев, 13 июня парламент Северной Осетии обсудил возможность перенести начало учебного года в школах и вузах республики с 1 на 4 сентября. Инициативу, по его словам, поддержал комитет «Матери Беслана». По этому вопросу проголосуют во время следующей парламентской сессии.

Депутат от фракции «Единая Россия» Станислав Биченов рассказал «МБХ медиа», что в республике 1-3 сентября эти 15 лет считались неофициально траурными, но инициативы закрепить это официально, по его словам, от населения не поступало.

«Вопрос о статусе пока на рассмотрении, — сказал депутат. — За 15 лет так остро вопрос не стоял. Это были траурные дни неофициально, каждый человек в республике знал, но теперь хотят придать официальный статус. Насколько я знаю, насчет официальности раньше речи не было».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.