in

Дешевые услуги: ЧВК Вагнера, несмотря на неудачи в Ливии и Мозамбике, сохранит присутствие в Африке

Наемники ЧВК Вагнера в Сирии. Фото: ssu.gov.ua

В Конгрессе США обсуждают ужесточение санкций против «повара Путина» Евгения Пригожина. Во внесенном в Конгресс проекте резолюции Пригожина называют «марионеткой Путина» и говорят о связанной с ним ЧВК Вагнера, участвовавшей в операциях на территории Украины, Сирии, ЦАР, Ливии и других стран.

В проекте резолюции упоминается также о гибели в Центральноафриканской республике российских журналистов Орхана Джемаля, Александра Расторгуева и Кирилла Радченко – журналисты были убиты во время съемок фильма про африканские проекты Пригожина.

Отдельно сказано об участии ЧВК Вагнера в продолжающейся сейчас ливийской гражданской войне. По словам составителей резолюции, ссылающихся на доклад ООН, ЧВК Вагнера предоставила войскам фельдмаршала Халифы Хафтара 1200 наемников, включая снайперов и группы спецназа.

Новости с ливийских фронтов

Большинство упоминаний о «вагнеровцах» в последнее время так или иначе связаны с Ливией.

В социальных сетях появляются фотографии специфической бронетехники, передвигающейся по ливийским дорогам. Эти бронированные модификации автомобилей «Урал» официально производятся ООО «Евро Полис». Собственники «Евро Полис» тесно связаны со структурами Пригожина. 

Африканское командование Вооруженных сил США обвиняет российских наемников в минировании окрестностей ливийских городов Триполи и Сирт. По данным американцев, «вагнеровцы» устанавливают «мины-ловушки». «Безответственная тактика наемников затягивает конфликт и ведет к гибели ни в чем не повинных мирных жителей», — заявляют американские военные.

Национальная нефтяная корпорация Ливии требует вывода иностранных наемников (в том числе и российских) со своих нефтедобывающих объектов в районе месторождения Шарара. Глава Национальной нефтяной корпорации Мустафа Саналла заявил, что целью вторжения наемников является попытка не допустить восстановления добычи нефти в Ливии. «Примечательно, что многие страны выигрывают от того, что ливийская нефть отсутствует на мировых рынках. Некоторые из них цинично сожалеют о том, что Ливия пока не способна наладить производство, в то время как за кулисами поддерживают силы, которые тормозят процесс», – сказал Саналла.

Все эти события происходят на фоне крайне неблагоприятной для ЧВК Вагнера оперативной ситуации в Ливии. Войска дружественного Кремлю фельдмаршала Халифы Хафтара и сражающиеся за Хафтара «вагнеровцы» продолжают терпеть поражения на ливийских фронтах. Вся надежда Хафтара сейчас – на поставки российских боевых самолетов вместе с летчиками и на вмешательство Египта, также дружественного мятежному фельдмаршалу. 20 июля египетский парламент одобрил использование национальной армии за пределами страны – и это уже сейчас дает возможность президенту Абдул-Фаттаху Ас-Сиси вторгнуться в Ливию, чтобы спасти хафтаровцев и «вагнеровцев» от разгрома.

Миг-29. Фото: Донат Сорокин / ТАСС
Черная полоса для ЧВК Вагнера

Российским наемникам из ЧВК Вагнера вообще не везет в последнее время.

В 2015-2017 годах у этой теневой армии Кремля была репутация эффективного силового инструмента в самом широком диапазоне работ – от устранения неудобных полевых командиров (как на Донбассе) до стабилизации дружественных Кремлю режимов (как в Сирии и ЦАР). 

Но начиная с 2018 года ЧВК Вагнера преследуют неудачи. Сперва, в феврале 2018-го, произошло столкновение с американскими военными в восточной Сирии, в результате которого погибли от нескольких десятков до нескольких сотен наемников. Затем весной 2019 года грянула революция в Судане, закончившаяся свержением диктатора Омара аль-Башира. Ни находившаяся в стране по приглашению местного режима ЧВК Вагнера, ни пригожинские политтехнологи не смогли помочь Баширу сохранить власть. В Ливии началось безрезультатное наступление на Триполи, затем последовали потери и длительное отступление.

Есть и еще одно пятно на репутации ЧВК Вагнера в глазах африканских и ближневосточных царьков, ранее видевших в этой группировке желанную и надежную опору. Это быстротечная, кровавая и крайне неудачная для «вагнеровцев» кампания в Мозамбике.

Осенью 2019 года подразделения российских наемников высадились в Мозамбике для того, чтобы помочь местным властям решить проблему с исламистскими повстанцами на севере страны, в богатой полезными ископаемыми провинции Кабу-Делгаду.

Интересно, что с правительством Мозамбика вели переговоры не только ЧВК Вагнера, но и настоящие частные военные компании — Black Hawk, возглавляемая бывшим подполковником южноафриканской армии Дольфом Дорфлингом, и ОАМ, возглавляемая ветераном родезийской армии Джоном Гартнером. Эти высокопрофессиональные военные, сражавшиеся с левыми африканскими повстанцами еще во времена апартеида, имели колоссальный опыт, знали специфику региона. Но правительство Мозамбика сделало ставку на дешевизну в ущерб качеству (об этом см. ниже) – наняло «вагнеровцев».

Ввязавшись в бои с исламистами, российские наемники (контингент насчитывал 200 человек с несколькими вертолетами) начали нести потери. Поражения следовали за поражениями. Крайне плохое взаимодействие с правительственными войсками усугубляло ситуацию. Россиянам не только не удалось подавить восстание в Кабу-Делгаду, но и вовсе пришлось покинуть мятежную провинцию, отступив на юг. 

В 2020 году российские наемники начали сворачивать свое присутствие в Мозамбике. Вместо «вагнеровцев» власти страны все же вынуждены были положиться на настоящих «псов войны» – сейчас в республике работает южноафриканская частная военная кампания Dyck Advisory Group.

Кадр видео / YouTube
Конкуренция между качеством и дешевизной

Неудачи в Мозамбике и Ливии могут крайне негативно сказаться на имидже российских наемников, которые на деле зачастую оказываются далеко не так хороши, как на словах.

Однако вряд ли высокопрофессиональные частные военные компании из ЮАР, США или Европы вытеснят «вагнеровцев» с африканского и ближневосточного рынков, на которые россияне «зашли» в 2016-2017 годах. В то же время и россиянам за счет демпинга не удастся стать монополистами. 

Как известно «вагнеровцы» вовсе не являются частной военной компанией в полном смысле этого слова, и термин «ЧВК Вагнера» – всего лишь журналистский штамп, давно ставший общепринятым. Основная деятельность этой структуры определяется не законами рынка и поиском прибыли, а приказами военно-политического руководства РФ. Но даже в тех случаях, когда «вагнеровцы» получают возможность искать рынки сбыта и реально конкурировать, предлагаемые ими услуги в корне отличаются от услуг западных ЧВК. 

Настоящие частные военные компании, как правило, охраняют объекты и транспортные средства, доставляют грузы в зоны военных действий, обеспечивают связь, информационную безопасность, обслуживают сложную технику, наводят авиацию на цели, осуществляют на местах подготовку туземных силовых структур. Случаи участия специалистов ЧВК непосредственно в боевых действиях относительно редки и сводятся к тонкой работе спецназа.

Основная работа ЧВК Вагнера (помимо подготовки силовых структур страны пребывания) – это тяжелая фронтовая работа. И в Сирии, и в Мозамбике, и в Ливии «вагнеровцы» участвуют в ожесточенных боях на линии соприкосновения с противником. Потери у «вагнеровцев» куда выше, чем у любой иностранной ЧВК, а цена жизни бойца – куда ниже. Например, в южноафриканских ЧВК сотрудники получают не менее 15 тысяч долларов в месяц. А рядовые бойцы ЧВК Вагнера довольствуются суммами от 1,8 тысячи до 4,7 тысячи долларов в месяц.

И такая спецификация работы россиян, такая стоимость их услуг являются гарантом сохранения присутствия ЧВК Вагнера на рынках Африки и Ближнего Востока. Россияне, наряду с другими выходцами из СССР, наряду с наемниками-арабами и наемниками-сербами уже давно являются дешевым пушечным мясом локальных войн. Просто в ЧВК Вагнера эту кровавую дешевизну структурировали, оптимизировали, превратили в зловещий конвейер.

Впрочем, есть одна сфера деятельности, в которой ЧВК Вагнера превзошла западных конкурентов, специализирующихся в Ираке и Афганистане на «расширенных методах допроса» пленных. Дикая расправа, учиненная российскими наемниками в Сирии над местным жителем не сравнится ни с пытками в иракской тюрьме Абу-Грейб, ни с допросами в Афганистане.

По мнению военного эксперта, бывшего офицера израильской армии Игаля Левина, в современном мире ЧВК стали удобным инструментом во многом благодаря развитию технологий – большую роль играют системы связи и оплаты, молниеносность передачи любых данных. «В прошлом лидеру государства нужно было организовать наемнический отряд и позаботится о конспирации, способах оплаты, способах передачи информации и приказов. Отряды ЧВК – это маленькие группы оперативного уровня, а это значит, что приказы должны передаваться молниеносно с учетом обстановки. Сегодня эти проблемы решены. Ты можешь иметь связь с посредником через мессенджер, какой-нибудь Signal, и проводить оплату на электронные кошельки за границей на подставные фирмы, а-ля конторы «водопроводчиков»» – сказал Левин «МБХ медиа».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.