После развала СССР реабилитированным жертвам репрессий пообещали, что они смогут вернуться в родные города. Для многих из них возможность так и не представилась — в 2005 году решение о предоставлении жилья было передано регионам. Сейчас, возможно, вопрос удастся сдвинуть с мертвой точки — на прошлой неделе группа депутатов внесла поправки в закон «О реабилитации жертв политических репрессий», передающие финансирование жилья на федеральный уровень.
Многие реабилитированные и их родственники до сих пор живут в тех регионах России, куда их выслали во время репрессий. Некоторые проживают фактически на бывших лагерных территориях. Права на возвращение в родные места они добиваются уже почти 30 лет.
Всего по оценке Минстроя таких людей — полторы тысячи, по оценке депутата Галины Хованской (одной из авторов поправок) — не более пятисот. В основном это бывшие жители Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя и Краснодара, а также их дети.
Государство обещало компенсировать жилье репрессированным и их детям в 1991 году, когда был принят закон «О реабилитации жертв политических репрессий». По нему у реабилитированных и их детей есть право получить жилье по месту жительства вместо утраченного. Некоторые успели воспользоваться им, но в 2005 году закон изменили, передав вопрос о предоставлении жилья репрессированным в ведение региональных властей. Законодательство регионов, как правило, предусматривает получение жилья лишь в порядке живой очереди.
Например, в Москве к реабилитированным применяют общие условия постановки на жилищный учет — нужно 10 лет прожить в Москве, быть малоимущим, не иметь собственного жилья, а также проживать на площади менее 10 квадратных метров на человека. Для пожилых людей, которые хотят вернуться в Москву, это представляется просто невозможным: до своей очереди они, скорее всего, просто не доживут.
В конце 2019 года Конституционный суд подтвердил коллизию двух законов — реабилитированные имеют право получить жилье там, где семья жила на момент репрессий, но законодательство регионов не содержит правовых механизмов, позволяющих репрессированными и их детям получить жилье на родине.
Летом 2020 года в Госдуму был внесен новый правительственный законопроект, который сохранял полномочия регионов, и в ноябре он был принят первом чтении. На прошлой неделе депутаты Галина Хованская, Сергей Шаргунов и Николай Гончар предложили поправки к нему, предполагающие, что репрессированные получат выплаты на жилье от федеральных органов власти в течение одного года. По данным депутата Хованской, на это требуется не более 2,5 миллиардов рублей.
«Предложенные депутатами поправки дают надежду, что жертвы репрессий все же смогут вернуться домой. Главное в том, что поправки отражают позицию самих жертв и тех десятков тысяч людей, которые поддерживали их, подписывая петицию, направляя обращения в Госдуму и правительство. За последние несколько месяцев возвращение “детей ГУЛАГа” стало темой национального, а затем и международного масштаба. Даже в ООН призвали Россию обеспечить всех “детей ГУЛАГа” жильем в течение двух лет», — заявил «МБХ медиа» адвокат Григорий Вайпан.
Спецдокладчики ООН действительно направили и опубликовали обращение к российскому правительству: они призвали Россию обеспечить семьи жертв репрессий жильем в родных городах в течение двух лет.
«Требование простое — дать людям вернуться домой, — сказал Григорий Вайпан. — Без предоставления социального жилья от государства возвращаться им некуда. Право жертв репрессий получить жилье там, где жили их семьи до изгнания, прямо предусмотрено законом. Нужно только, чтобы он наконец заработал. О своих правах (в том числе о праве вернуться) многие из репрессированных и их родственников не знали годами. Сейчас, благодаря кампании, думаю, узнали. Но и так почти никого уже в живых не осталось. Государство просто дожидается, пока все умрут, тогда и права не нужно будет разъяснять».