Москвичи провели акцию, в ходе которой принесли в столичную мэрию обращения с требованиями к Сергею Собянину «прекратить издеваться над детьми» с помощью дистанционного обучения и позволить ученикам спокойно ходить в школу. На нее, по наблюдениям корреспондента «МБХ медиа», пришло больше 100 человек. Поход разгневанных родителей на мэрию возглавил депутат Госдумы Валерий Рашкин.
«Черти что творят в образовании», — так накануне встречи у мэрии Москвы депутат Госдумы Валерий Рашкин охарактеризовал происходящие с переводом школьников на дистанционное обучение. Своим мнением он поделился в видеоролике, опубликованном на YouTube, в котором он общался с москвичами из стихийно возникшего движения «Родители Москвы». Оно зародилось в октябре этого года, когда Сергей Собянин ввел «удаленку» для школьников 6-11 классов. Этот режим постоянно продлевался — последний раз на днях, до конца года. Кроме того, в Госдуму внесен законопроект о дистанционном образовании, предполагающий, что Минпросвещение будет регулировать связанные с этим вопросы в отношении школ. Движение «Родители Москвы», как и Рашкин, выступает против дистанционного обучения. Рашкин призвал недовольных «удаленкой» прийти 9 декабря на Тверскую, 13. Его участники принесли на встречу обращения на имя руководителя столичного правительства с требованием «прекратить издеваться над детьми» — именно в такой формулировке оно чаще всего звучало у здания мэрии.
Вирус задержан
За час до начала акции у здании мэрии много полиции, а в Вознесенском переулке уже припаркованы несколько автозаков. Стражи порядка разговаривают с человеком в костюме шипастого вируса с надписью “Грипп”, прогуливающимся по периметру. Активист держит в руках плакат: «Верните детей в школы, мне нужны жертвы». Он против того, чтобы ученики возвращались в классы, однако донести свою позицию не успевает — без видимых на то причин человека-вируса задерживают и сажают в служебный автомобиль. Как только парня увозят, у мэрии появляется Валерий Рашкин. Его тут же обступает толпа сторонников — каким-то невероятным образом за мгновенье их оказывается несколько десятков. Здесь есть депутаты, функционеры КПРФ, активисты различных связанных с компартией движений и рядовые москвичи разных возрастов.
— Уважаемые граждане, просьба соблюдать социальную дистанцию и проходить для передачи обращений к подъезду номер пять! — обращается полицейский через мегафон к собравшимся.
— Идем уже, — улыбается Рашкин.
За его спиной тут же выстраивается живая очередь. Толпа медленно дрейфует к пятому подъезду мэрии.
На пути Рашкин здоровается с каким-то высоким полицейским чином.
— Проходите, — говорит тот депутату, — только масочку наденьте.
— Конечно, — отвечает Рашкин и достает из кармана куртки красную тканевую маску.
— С символикой? — уточняет полицейский, а получив отрицательный ответ, добавляет: — Вот это правильно.
Маски с символикой, впрочем, на лицах многих активистов. У одних на них серп и молот, а у кого-то надпись «Путина в отставку». Когда из полицейского мегафона в очередной раз звучит напоминание о дистанции, пожилой мужчина в полушубке, фуражке и с седой бородой огрызается: «Вы Собянину скажите, что надо соблюдать законы и конституцию, а то устроили тут, *****!». После чего мужчина пренебрежительно отмахивается и сквозь зубы цедит: «П****ы!». Как только он произносит это слово, его лицо резко меняет выражение с напряженного на умиротворенное — мужчина повстречал знакомого. «Добрый день», — добродушно и с умилением говорит он. — Как поживаете?».
Рядом стоят три женщины. Все крайней степени возмущены:
— У моего сына за время удаленки зрение с минус четырех до минус шести упало! — говорит женщина, представившаяся Ириной.
— А частные школы в это время работают и это никого не заботит почему-то! — удивляется третья.
Тем временем Валерий Рашкин прямо посреди толпы устраивает импровизированную трибуну и первым берет слово.
— Мэр Москвы ввел дистанционное образование. И уже больше чем полгода происходит это издевательство над детьми! Мы требуем, чтобы детей вернули в школы! — говорит депутат, ссылаясь на поддержку и чаяния родителей.
Дистант навсегда
Основные претензии родителей к дистанционному обучению можно условно разбить на три блока — технические, психологические и непосредственно образовательные. К первому относятся качество связи, которое не все родители могут обеспечить дома («учителя часто жалуются на перебои со связью у учеников, но ни они, ни родители не должны его обеспечивать»), а также вопросы к платформе «Московская электронная школа», работающей с перебоями. Платформа содержит, в частности, тесты для школьников. Этот материал, по мнению, к примеру, Илоны Меньковой из «Родителей Москвы», оставляет желать лучшего. Менькова отмечает, что там встречаются ошибки, из-за которых у ребенка складывается мнение, что их допускает школа, раз предоставила эти пособия. И чему же она тогда может научить? «Это дискредитирует школу и систему образования», — говорит мать семиклассницы Менькова.
Также у родителей есть претензии к усваиваемости материала. Дома школьник постоянно отвлекается, говорит Менькова: «сколько раз обычно учитель одергивает за урок учеников? Он постоянно привлекает их внимание. А на “дистанции” у учителя нет возможности проверить, слушает ли его учащийся, чем он занимается», — отметила Менькова. Другая активиста «Родителей Москвы» Светлана Кассина обращает внимание и на психологические проблемы, вызванные постоянным нахождением ребенка в замкнутом пространстве: «главное сейчас уже не оценки и прохождение учебного плана, а сохранить их физическое и психическое здоровье». Кассина говорит, что дети на удаленке постоянно вынуждены находиться в гаджетах: «дистанцироваться от компьютеров в той системе, которую нам навязали, невозможно».
Рашкин тем временем говорит, что Министерство просвещения предлагает ввести дистанционное обучение «навсегда».
— Мы против этого. И сегодня не разовая акция. Мы организуемся в движение и будем бороться. Это наша школа! Вставай, страна огромная, вставай на смертной бой,— цитирует напоследок строки «Священной войны» депутат.
— Нас вынуждают бороться за то, чтобы наши дети могли ходить в школу! Это абсурдная ситуация, — добавляет Илона Менькова.
Присутствующий на встрече депутат Госдумы Денис Парфенов говорит, что дистанционное обучение «полностью противоречит как интересам учащихся, так и преподавателей», «разрушаются лучшие традиции советской школы, социализация школьников». «Это вредная во всех отношениях вещь», — настаивает Парфенов.
Против вакцины, свободу Платошкину, пятый угол
Пока депутаты и активисты высказываются, несколько женщин в толпе раздают бланки-шаблоны заявлений против вакцинации от коронавируса.
— А это еще зачем? — поинтересовался корреспондент «МБХ медиа».
— Мы считаем, что вакцина, прежде чем ее давать людям, должна пройти испытания, которые занимают обычно пять лет, — говорит девушка Любовь из «Общероссийского союза возрождения России», — те люди, на которых сейчас испытывают вакцину центра им. Гамалеи, потом чувствуют осложнения.
Какая-то габаритная женщина пробивается к Рашкину сквозь толпу и кричит через спину, видя, что тот уже собирается идти сдавать обращение в мэрию.
— А почему нельзя, как в «Сбере», стекло поставить — и пусть учатся! Рашкин! — кричит женщина вслед. Но депутат ее уже не слышит.
— Женщина! Вы чего шумите? — одергивает ее другая.
— Да я Рашкину хочу объяснить, что делать!
Полицейские, видя, что с соблюдением дистанции дела обстоят не очень, приносят медицинские маски и начинают их раздавать всем, кто стоит в очереди.
— Они вредны! Передайте там своим, девушка! — отвергает маску мужчина со значком «За новый социализм».
— Ребята, крикните там кто-нибудь «Свободу Платошкину!» — раздаётся в толпе.
— Мы не будем кричать. Мы вообще-то тут из-за детей!
Еще две женщины, ожидая возможности передать Собянину свое обращение, делятся соображениями о том, как дистанционное обучение повлияло на жизнь их семей.
— В однокомнатной квартире мы живём. У ребёнка крыша уже едет! Они придурками просто становятся! — эмоционально высказывается женщина в капюшоне и полосатой куртке.
Вторая, она представляется Галиной, говорит, что дистанционка и вовсе разделила ее семью:
— Мы живем теперь порознь! Семья разделилась. Ребенок с отцом на дачу уехал, потому что дома нет технической возможности учиться. А дома я с младшими сижу. Даже не представляю, что будет, если еще и нас на удаленку переведут!
Ближе к началу очереди разговоры отчего-то менее предметные. Слева женщины спорят об образовательном стандарте, справа мужчина в пальто и шапке ушанке рассуждает со знакомым о Марксе, Путине и бандерлогах: «помнишь, как он [в 2011 году на прямой линии] сказал — идите ко мне. И вспомни, как удав гипнотизирует кролика, а тот сам лезет к нему в пасть. Мы сами идём в пропасть».
— Уважаемые москвичи, я сегодня пришла сюда для вас и для ваших детей. А вы не соизволите прийти и написать заявление, чтобы ваших детей вернули в школу, — эмоционально выступает в конце очереди женщина в черном пальто. — Они провели закон о расширении полномочий полиции, они хотят провести закон о дистанционном образовании. Они под шумок будут проводить все эти законы, а вы потом будете пятый угол искать.
Пора сливаться
Пока москвичи мерзли в очереди, стало известно, что Госдума отправила законопроект об определении порядка дистанционного обучения на доработку. Вице-спикер Петр Толстой, в частности, отметил, что необходимо провести слушания с участием родителей учащихся, так как этот вопрос касается каждой российской семьи. Предполагается, что думский круглый стол на эту тему пройдет 10 декабря.
…На выходе из двора мэрии стоят две женщины со значками «За новый социализм». Они уже передали обращения и теперь обсуждают грядущее. К ним подходит мужчина в красной куртке и говорит:
— Пора сливаться!
— Куда сливаться-то? — не понимает одна из женщин.
— В одну партию. Все сейчас объединяются. Будет в 2021 году одна партия, — загадочно улыбается мужчина и, не объясняя больше ничего, исчезает за воротами.