in

Диаспора против наркотиков. Что известно о беспорядках между чеченцами и выходцами из Северной Африки в Дижоне

Горящая машина в районе Грезиль. Фото: Philippe Desmazes / AFP / East News

 

В конце прошлой недели во французском городе Дижон разгорелся конфликт между чеченцами и выходцами из Северной Африки. Беспорядки завершились, и город возвращается к спокойной жизни, которая после нападения на подростка-чеченца и погромов со сгоревшими машинами уже вряд ли будет прежней. Рассказываем, с чего начался конфликт и как он стал предметом политических дискуссий во Франции.


Причиной столкновений стало нападение на шестнадцатилетнего чеченского подростка в пригороде Дижона — Грезиль — со стороны местных жителей североафриканского происхождения, это произошло в пятницу 12 мая. «После того, как 16-летний чеченец был подло избит 25-30-летними мужчинами, чеченцы со всей Франции собрались, чтобы отправиться в Дижон», — пишет интернет-издание Tergam.info, которое своей целью ставит знакомство читателей с жизнью чеченской общины во Франции. Издание называет нападавших «наркоторговцами». «Говорят, что ему угрожали оружием и сказали: “Мы оставляем тебя в живых, чтобы ты мог сказать остальным (чеченцам), что мы сделаем это с каждым из вас”», добавляет Tergam.info.

В ночь с пятницу на субботу, как пишет издание France Info, чеченцы устроили потасовку в кальян-баре Le Black Pearl. По информации издания, большинство из них были вооружены железными прутьями, ножами, молотками, отвертками и бейсбольными битами. В результате потасовки было ранено 10 человек, некоторые из них серьезно. Задержаний после этой ночи не было. 

 

Как пишет The Guardian, чеченцы съехались в Дижон не только со всей Франции — некоторые прибыли из соседних Бельгии и Германии. За выходные видео беспорядков разошлись в социальных сетях. Среди них видео, где автомобиль несется сквозь толпу вооруженных чеченцев, прежде чем опрокинуться. Водитель все еще находится в тяжелом состоянии. 

 

 



В ночь с субботы на воскресенье была слышна стрельба в двух районах Дижона. В первом «неизвестные», по словам источника Franceinfo, стреляли по машинам представителей обеих конфликтующих общин во время их встречи, которая должна была «ослабить напряженность», а в Грезиле был серьезно ранен мужчина в пиццерии.

«Чеченская диаспора пыталась показать свое единство, продемонстрировать, что она не позволит обижать своих людей, потому что полиция не принимает никаких мер», — рассказывает бывший пресс-секретарь Аслана Масхадова   Майрбек Вачагаев, ныне живущий во Франции. Он говорит, что чеченцы приехали в Дижон для защиты семьи избитого подростка, не пожелавшего иметь дело с наркоторговцами.

Сгоревший фургон в Дижоне. Фото: Philippe Desmazes / AFP / East News

Вачагаев настаивает, что конфликт не должен описываться как чеченско-арабский, это продолжение долгого конфликта между французскими чеченцами и наркоторговцами, вспышки которого были в Ницце, Тулузе и Марселе. При этом самое частое определение происходящего в Дижоне в соцсетях на арабском языке — «бандитские разборки».

В связи с беспорядками упоминается всплыла тема конфликта чеченских сепаратистов и российской власти. «Солидарность важна для нас. Это единственный способ, который у нас есть, чтобы выжить перед лицом России», — объясняет ситуацию  в Дижоне Хеда Индербаева, представитель кавказской общины во Франции. Чеченцы и другие кавказцы приезжали  в Европу после войн в Чечне и вооруженных конфликтов в Дагестане. По мнению Вачагаева, в Европе сейчас проживает от 120 до 150 тысяч чеченцев. 

А арабы, по рассказам, угрожают чеченцам Владимиром Путиным. «Показывают свои автоматы, кричат: «Да здравствует Путин, который хорошо убивал чеченцев». Такого рода надписи появились в понедельник на стенах некоторых зданий в Дижоне», — рассказывает Майрбек Вачагаев.

 

Версия отца подростка

 

История получила продолжение во многом из-за сообщений в социальных сетях, особенно в приложении Snapchat, в котором стали появляться фотографии с пострадавшим шестнадцатилетним подростком и призывами «отомстить» напавшим на него выходцам из Алжира и Марокко. 

 

Сам отец подростка, Зелихман, публично попросил не накалять конфликт. «Я против любого насилия, я за справедливость. Я бы хотел, чтобы все успокоились. Мы усиливаем давление, но мы должны прекратить все это», — сказал он в интервью. Семья молодого человека боится мести. 

 

Также отец опроверг слухи о том, что конфликт возник из-за торговли наркотиками или на национальной почве: «Это не война против арабов. Мы живем с ними в мире и до этого жили без проблем».

 

По рассказам Зелимхана, его сын возвращался из спортзала домой с друзьями. По дороге домой они решили поесть в кебабной, которая находится рядом с кальянной «Черная жемчужина». На выходе они натолкнулись на группу мужчин, которые стали приставать к парням из-за брошенного в их сторону взгляда. «Они этих подростков не просто избили, но еще и угрожали убить. Сыну дуло пистолета в рот поставили и оскорбляли всячески, его друга-албанца прикладом ударили по голове», — говорит отец. Подростков доставили в местную больницу с черепно-мозговыми травмами и различными повреждениями.

 


Как правительство Франции справляется с беспорядками

 

Перевод: «Дижон: “Мы, арабы, идем! Аллаху Акбар!”» 

 

В контексте конфликта часто звучала критика в адрес французской полиции.



Перевод: «Суть проблемы в Дижоне заключается в том, что во Франции больше нет полиции и правосудия. Наркоторговцы, сволочи, преступники любого рода позволяют себе все, потому что знают, что они ничем не рискуют перед властями. Чеченцы знают об этом и вершат правосудие в одиночку!”


«Безответственные политики хотели разоружить полицию, сам министр внутренних дел освободил свою полицию. Сочтут ли полицейские своим долгом вмешаться, рискуя быть названными расистами?» — написала в своем твиттере Глава оппозиционной праворадикальной партии «Национальное объединение» и бывший кандидат в президенты Мари Ле Пен о бездействии полиции в своем твиттере.  

Граффити в Дижоне. Фото: Philippe Desmazes / AFP / East News

Префект региона Бургундия-Франш-Конте Бернар Шмельц оправдал мягкую тактику властей, сказав, что мирные жители города были защищены.

 

Это не первый конфликт между чеченцами и выходцами из Северной Африки за последнее время. Подобные столкновения совсем недавно, 15 июня, вспыхнули в Ницце, где были ранены четыре человека. Местный мэр объяснял произошедшее напряженной ситуацией в городе с наркотиками, в которой конфликтуют чеченцы и их противники. 

 

«Межобщинное насилие в Ницце, десяток раненых в Дижоне, застреленный из Калашникова юноша в Ниме, нападение на полицейского в Лионе: это только начало. Когда уже наша страна, государство, вновь станет государством?», — прокомментировал беспорядки депутат Европарламента от Франции Жильбер Коллар. 

Между тем, находятся сторонники “антинаркотической кампании” чеченцев среди французов. «100 чеченцев сделали то, что 10 миллионов французов и не осмеливались сделать», — пишут в твиттере.


Продолжение беспорядков

 

В понедельник в городе опять начались беспорядки. Люди стреляли в воздух, поджигали автомобили и мусорные баки — полиция разогнала вышедших на улицы. Движение общественного транспорта было остановлено, школы, магазины и офисы закрылись, а власти призывали жителей по возможности не выходить из дома. В ночь с понедельника на вторник беспорядки перешли и в кантон Шенов. По данным мэрии, там подожгли 18 автомобилей.

 

Именно в понедельник полиция Дижона получила подкрепление. В столицу Бургундии были отправлено около шестидесяти солдат для наведения порядка в городе. Префектура департамента Кот-д’Ор, в который входит Дижон, рассказала о прибытии мобильной эскадрильи, в которую входит 110 солдат. В видео из Snapchat можно увидеть прибытие подкрепления.

 

Прокурор Дижона Эрик Матэ сообщил, что службы начали расследование по факту покушения на убийство, совершенного преступной группировкой. Госсекретарь при министре внутренних дел Франции Лоран Нуньес, комментируя события в Дижоне, заявил: «То, что случилось, очень серьезно и совершенно неприемлемо… Во Франции правосудие вершит государство. Никто не имеет права на самосуд».

Во вторник беспорядки прекратились, и город начал возвращаться к нормальной жизни. «Это не война, но это серьезные события, немного новые для Дижона», — описал произошедшее прокурор Эрик Матэ.

17 июня стало известно, что разведслужба уголовного розыска полиции Франции (DCPJ) составила доклад, в котором утверждается: деятельность представителей чеченской общины становится все более опасной. 

Чеченская диаспора во Франции собирается провести митинг на площади Бастилии в Париже 20 июня. «Чеченцы намерены довести до французской общественности, что события в Дижоне не были разборками чеченцев и арабов. Чеченцы не устраивали беспорядки на улицах города. Чеченцы не демонстрировали автоматы и не поджигали машины, как это демонстрируют на видеокадрах наркоторговцы Дижона», — пишет телеграм-канал «Чеченские новости из Европы».

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.