in

DIY помощь: кто и как помогает задержанным протестующим

Фото: Глеб Щелкунов / Коммерсантъ

 

 

Летние несанкционированные акции показали: о горячей линии «ОВД-инфо» знают многие. Однако за последние недели начали появляться и другие инициативы поддержки задержанных и пострадавших протестующих. Их организаторы и волонтеры рассказали «МБХ медиа», зачем нужна психологическая поддержка, почему стоит особенно поддерживать студентов, работает ли на таких акциях медицинская помощь, и как поддержать тех, кто остается в отделах полиции больше трех часов.

 

Психологическая поддержка

На следующий день после прошедшей 3 августа акции в поддержку независимых кандидатов психолог Дарья Дурнева опубликовала в своем твиттере пост. В нем она сообщила, что готова оказывать бесплатную психологическую помощь задержанным и пострадавшим во время несогласованных протестных акций. Твит оказался очень популярным: его ретвитнуло больше пятисот человек, а лайков поставили больше тысячи.

 

Дарья рассказала «МБХ медиа», что не ожидала такого охвата публикации. По ее словам, она думала, что поможет знакомым и на этом все закончится. 

Говоря о причинах, почему она решила оказать психологическую помощь протестующим, Дарья рассказывает: 

«Я смотрела новости, на эти жесткие задержания, и понимала, что как-то мне самой от этого тревожно. Стало ясно, что людям, которые оказались в гуще событий, сейчас должно быть очень тяжело. Я подумала — что я могу сделать? И решила, что могу помочь, используя свои профессиональные компетенции». 

По словам Дарьи, сейчас к ней за помощью обратилось пять человек. Психолог считает, что будут еще клиенты — с акции прошел всего день, и информация о бесплатной психологической помощи еще не до всех дошла. В основном пишут люди, которых задерживали на последних двух акциях в поддержку независимых кандидатов в Мосгордуму.

 «Они испытывают много стрессовых реакций — слезы, тревогу и так далее. И постоянно возвращаются к тревожным мыслям после чтения новостей», — говорит психолог.

По словам Дарьи, много людей, которые сами задержаны не были, написали ей, что после чтения новостей и просмотра видео испытывают похожие симптомы. Психолог считает, это вторичные реакции. Для тех, кто не был непосредственных участником событий, а стал их свидетелем, Дарья написала пост, как помочь самому себе.

 

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

После того, как я предложила помощь пострадавшим во время событий этого лета, многие написали мне с вопросом, что же делать, если становится плохо от одних новостей, охватывает тревога, постоянно хочется плакать. ⠀ Поэтому я решила написать о том, как можно помочь себе в такой ситуации. ⠀ Описанные выше реакции — это реакции на стресс. Они, увы, не редко сопровождают любое травмирующее событие, происходящее в мире, в том числе, такая реакция проявляется у людей, не участвующих в событиях непосредственно, но наблюдавших за ними через интернет, слышавших рассказы очевидцев. ⠀ Специалисты называют это вторичным травматическим стрессом или, при более длительном проявлении симптомов — вторичной травмой. ⠀ Что можно сделать, чтобы помочь себе справиться с этим стрессом? ⠀ 1. Я думаю, что стрессовая реакция — это, в том числе, реакция на ощущение угрозы безопасности, которая является одной из базовых потребностей человека, а также на ощущение неопределенности и беспомощности. Соответственно, важно помочь себе эту потребность в безопасности реализовать: найти место, где вы чувствуете себя безопасно и комфортно, поговорить с людьми, которые могут поддержать и выслушать. ⠀ 2. Разрешите себе на время отключить новости о вызвавшем стресс событии, свидетельствах очевидцев, комментарии и прогнозы. Подумайте, что могло бы дать вам ресурс: какие воспоминания или занятия приносят вам тёплые эмоции, что придает вам сил. Дайте себе время восстановиться, следуйте правилу кислородной маски в самолёте: сначала помогите себе, потом, если остались силы, окружающим: пока вы сами не находитесь в устойчивом положении, вам трудно сделать что-то для других. ⠀ 3. Стрессовая реакция вызвана также ощущением, что я ничего не могу изменить, ничего не контролирую. Важно это ощущение контроля себе вернуть: подумайте, что в сложившейся ситуации вы все-таки можете сделать для себя, своих близких или ситуации. Возможно, вы можете как-то помочь пострадавшим или распространить информацию, позаботиться о безопасности родных. ⠀ 4. Если признаки стресса (нарушения сна, аппетита, сильная тревога, паника, слезы и т.д.) не уходят в течение недели, обратитесь за помощью к специалистам. ⠀ Продолжение ➡️ фото

Публикация от Дарья (@daria_psydiary)

 

Кроме Дарьи, идея о психологической помощи возникла у Алены Юзефович. О ней она рассказала на своей странице в фейсбуке. Алена — выпускница магистерской программы Стратегическое лидерство для устойчивого развития. Вместе со своим терапевтом она решила создать группу психологической поддержки людям, участвовавшим в протестных акциях. 

 Алена сообщила «МБХ медиа»: группа рассчитана на людей, которых она знает хотя бы через одно рукопожатие. По ее словам, это сделано в целях безопасности — чтобы в группе не оказались провокаторы. Кроме того, помещение, в котором планируют проводить встречи, рассчитано всего лишь на двадцать человек.  

О причинах, почему она сама почувствовала необходимость в психологической поддержке, Юзефович говорит:

«Я себя поймала в эти выходные на состоянии, когда бесконечно пролистываешь ленту, смотришь все новости и новые кошмарные видео. И кажется, что ты уже не о чем больше думать не можешь. Ты крутишься в такой адреналиновой спирали. Когда физически так накрывает тревогой, пожалуй, стоит обращаться за помощью». 

«Когда какие-то большие беды происходят, с пострадавшими всегда работают психологи. Здесь, раз уж у нас такая DIY (do it yourself  или “сделай сам” — “МБХ медиа”) помощь со всех сторон, то и психологическая помощь у нас тоже может быть DIY», — добавляет Алена.

Юзефович считает, что психологическая помощь нужна не только задержанным людям, но и большой аудитории социальных сетей. Эти люди просматривают видео жестоких задержаний, и их это тоже травмирует. 

На вопрос о том, планируется ли какая-то координация между людьми, желающими оказывать психологическую поддержку, Алена Юзефович отвечает:

«Я меньше всего хотела бы, чтобы это был какой-то координированный проект. Гораздо важнее, чтобы выстроилась какая-то горизонтальная система психологической помощи, которая уже существует с юридической. Мне уже написали два или три психолога или психотерапевта, которые готовы в рамках своих центров тоже открывать такие группы поддержки».

 

Задержанные студенты

Члены студенческого журнала DOXA пошли другим путем. Вместо оказания специализированного вида помощи они выделили узкую группу задержанных и стали помогать студентам и сотрудникам университетов. 

Мы уже рассказывали, как студенты в ВШЭ собирают средства для финансовой помощи в оплатах штрафа. Теперь DOXA запустила службу поддержки задержанных студентов и сотрудников российских университетов. Она представляет собой специальный бот в телеграмме, который консультирует и помогает задержанным и оштрафованным студентам и сотрудникам вузов. Испробовали его впервые во время акции 3 августа.

Сейчас в службе помощи волонтерят несколько человек. Одна из них — Анастасия Якубовская, студентка Высшей школы экономики и РЭШ. Она сама была задержана 27 июля и оставлена в отделении на 48 часов. Теперь Анастасия помогает другим, кто может оказаться в подобной ситуации.

Анастасия рассказала «МБХ медиа», что основные функции бота — это освещение задержания, отслеживание подопечного и консультации в том, к кому обратиться, если у ОВД-инфо не хватает ресурсов. По ее словам, смысл в том, чтобы помогать студентам чувствовать себя защищенными — как в случае штрафов, которые DOXA обязуется помочь выплатить, так и если на студентов, участвовавших в акции, оказывается давление в их вузах. В таком случае помогает освещение и всеобщая академическая поддержка задержанных. 

«Кнопка не дублирует ОВД-инфо, ОВД-инфо гораздо важнее. Наш бот не оказывает правовой помощи, он нужен для того, чтобы осветить задержание. Чтобы друзья и другие студенты помогали со сбором информации, и все были в курсе, что с человеком происходит. Просто в ОВД-инфо в прошлый раз не “вывезли” такое огромное количество задержанных, и мы решили взять часть задержанных на себя», — объясняет Анастасия.

Скриншоты сообщений бота DOXA_OVD

За время акции 3 августа в бот обратилось немного человек — около десяти задержанных. Якубовская говорит, не всегда писали студенты и сотрудники университетов. Бывало, что кто-то не знал, куда написать, и сообщал об избиении при задержании, хотя не имел к университетам никакого отношения. В таком случае его консультировали и направляли к адвокату из других инициатив, например, «Апологии протеста». 

Кроме того, в бот пишут студенты, которые ищут помощи в оплате штрафов. Волонтерка говорит, сейчас за финансовой поддержкой обратилось около десяти человек. Человека проверяют, студент ли он, прося показать фотографию студенческого и постановление о штрафе. Потом его направляют в Фонд борьбы с коррупцией, чтобы в случае апелляций штраф помогли оплатить они. Тех, кто подавать апелляцию не хочет — сразу забирают к себе «на учет».

О том, почему сама взялась помогать студентам, Анастасия рассказывает так:

«Когда у меня появился в конце моих 48 часов телефон, я почувствовала огромную поддержку. Все эти люди распространяли информацию обо мне, просили помощи. Я не знаю, какими словами передать свою благодарность, потому что эта поддержка реально сделала гораздо проще пребывание и в ОВД, и в суде. Люди снаружи и адвоката мне нашли, и штраф предложили оплатить. Поэтому я тоже решила помогать». 

Анастасия говорит, что в планах отработать координацию с другими инициативами, такими как ОВД-инфо или ФБК.

«У нас все в итоге делалось на коленке в течение нескольких дней, — рассказывает студентка. — Поэтому хотелось бы, конечно, как-то сорганизоваться с другими, чтобы не было двойного учета и чтобы они поделились механизмами работы».

 «Но это все на будущее, потому что проблемы поступают по ходу работы. Теперь появился неожиданно Егор Жуков, и надо было помогать с организацией открытого письма в его поддержку. Сейчас вот пикетчики задержанные», — добавляет Анастасия.

 Кроме консультаций через бот и сбора средств на штрафы, DOXA освещает все задержания среди студентов, ведет кампанию и сбор подписей через открытые письма в поддержку арестованных Егора Жукова, студента ВШЭ, и Даниила Конона из Бауманки.

  

Первая помощь и медицинские консультации

Еще одна инициатива появилась у участников инициативной группы «Бессрочки». Они решили заняться организацией медицинской помощи протестующим и создали для них «медицинский бот» в телеграмме — @ineedmedic_bot. В него можно сообщить о травме, попросить срочную медицинскую помощь на месте или проконсультироваться с врачом о травме удаленно.  

Как рассказала «МБХ медиа» Анастасия, одна из волонтеров бота, идея проекта возникла после несогласованной акции 27 июля: 

«Идея сделать такую помощь появилась после 27 июля. Потому что 77 человек, которые пострадали, это не шутки. Когда кому-то голову разбили, ногу или руку сломали, это вообще не дело».

Сама Анастасия не врач, она волонтерит на акциях с аптечкой, чтобы оказывать первую помощь. Волонтеры работают на улице в паре с опытным врачом, а другие, не задействованные специалисты, дежурят на кнопке, чтобы оказывать консультации. Правда, по словам Анастасии, хотя участников в проекте около сорока, сейчас они больше тренируются, чем оказывают реальную помощь.

 Сейчас Анастасия до конца не уверена, что медицинский бот — рабочий инструмент. Она сообщила «МБХ медиа», что непосредственно за время акции 3 августа в бот не обратился никто. По ее словам, полезность инструмента сильно снижается в условиях, когда на несогласо

Во время митинга за свободные выборы, 27 июля 2019 года. Фото: Павел Головкин / AP

ванных акциях пропадает интернет: написать тогда в бот и попросить срочной помощи невозможно. Кроме того, сложно следить за акциями, где все люди находятся в разных местах и нет одного скопления людей, где можно сразу заметить травму.

Еще одна проблема состоит в том, что пострадавших чаще всего сразу же ведут в автозак, и тогда оказать помощь им уже невозможно: «В автозак нас никто не пустит. Мы сейчас думаем об опознавательных знаках. Может быть, вступить в “Красный крест”, но мы не решили еще», — рассказывает волонтер.

 Опознавательные знаки, говорит Анастасия, в проекте хотят попробовать. Однако есть опасения, что тогда эти люди будут более заметны на несогласованных акциях, и их будут чаще задерживать. Проблемы со связью, по словам волонтера, может быть, решат с помощью телефона, создав горячую линию, подобную ОВД-инфо.

 

 

«Передачи» 

В отличие от других инициатив, проект «Передачи» появился еще в 2018 году. Его придумала Лизавета Нестерова после акции «Он нам не Димон». По словам Евгения Резницкого, одного из координаторов проекта сейчас, «Передачи» это не инициатива ОВД-инфо, они ему параллельны.

«Передачи были придуманы, когда число задержанных было несколько десятков, и это было просто все организовать. Сейчас в проекте стало больше народу, но с ОВД-инфо он все все еще раздельно, хоть и работает в связке», — объяснил Евгений «МБХ медиа».

По словам Евгения, сначала «Передачи» были чатом в телеграмме, где желающие сделать передачи задержанным и арестованным координировались друг с другом. Теперь проект разросся:

«Сейчас ситуация такова, что в центральном чате у нас две с половиной тысячи человек, и их число медленно приближается к трем тысячам. Стало сложно это координировать. После 27 июля мы создали региональные чаты по округам Москвы и сделали телеграмм-бота, который отвечает на наиболее распространенные вопросы вроде “что везти”, “как попасть в ОВД” и так далее», — рассказал Евгений «МБХ медиа».

 Теперь, когда человек хочет помочь, он связывается с ботом, говорит, к какому ОВД готов приехать и бот автоматически перенаправляет его в чат округа.

По словам Резницкого, передачи начинают делать, когда задержанных не отпускают из отделения больше трех часов. Передают в основном еду, воду и необходимое на ночь. Иногда координаторы проекта заготавливают комплекты передач заранее. Однако предсказать количество заранее невозможно, объясняет Евгений: «27 июля было заготовлено двести комплектов, а задержано было больше тысячи человек».

Кроме того, много желающих сделать передачи живут рядом с отделениями и просто заходят по дороге в магазин, покупая все нужное. Передачи не всегда пропускают. Бывают, по словам Евгения, «вредные» полицейские, а еще иногда объявляют план «Крепость», когда в отделение не пускают никого, даже адвокатов. 

Помимо несогласованных акций, «Передачи» работают и с арестованными, которые находятся в спецприемниках. После акции 27 июля, когда многих арестованных отвезли в Подмосковные спецприемники, люди все равно организовались и возили передачи и туда тоже.

«У нас был момент воодушевления, когда мы поняли, что у нас за один день в Луховицы готово было уехать три машины с передачами для тех, кто сидит в спецприемнике. Для нас это была совершенно удивительная история. Потому что одно дело сходить в ОВД, от которого ты живешь в квартале, а другое дело потратить время и на машине ехать в Подмосковье ради этого», — говорит Резницкий.

По словам координатора проекта, многие из тех, кто готов делать передачи задержанным, сами выходят на протестные акции. Если их самих не задерживают, они вызываются сделать передачу, говорит Евгений: «Сначала идут на бульвар, а потом — помогать». 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.