in

Доклад Центра «Досье» о работе политтехнологов Евгения Пригожина на выборах в Москве и Санкт-Петербурге: коротко

Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ



 


Теневые политтехнологи”, связанные со структурами «Повара Путина» Евгения Пригожина, внедряли кандидатов-спойлеров на выборах мэра Москвы, работали над имиджем губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова и пытались дискредитировать Илью Яшина и других оппозиционеров на выборах в Мосгордуму. Кратко пересказываем доклад Центра «Досье» о том, как политтехнологи, связанные со структурами Пригожина, тайно влияли на выборы в Москве и Санкт-Петербурге в 2018-2019 годах.



Москва


На выборах мэра Москвы осенью 2018 года политтехнологи из структур Пригожина работали над продвижением двух кандидатов-спойлеров бывшего девелопера Михаила Балакина и муниципального депутата Ильи Свиридова. Действующий мэр Сергей Собянин должен был выигрышно смотреться на фоне этих кандидатов. В одном из документов политтехнологов компания Михаила Балакина прямо называлась «фарсом», а сам он должен был вызывать раздражение как у электората Собянина, так и у своих потенциальных сторонников. Свиридов же, по задумке политтехнологов, должен был критиковать Балакина, подчеркивая преимущества Собянина. На этапе разработки идей предполагалось, что в программе кандидата-спойлера будут использованы пункты прямо противоположные городской политике Собянина. Например, кандидат-спойлер должен был выступать за отказ от пешеходной инфраструктуры и за возвращение ларьков по всей Москве.

Илья Свиридов. Фото: Илья Свиридов / Facebook


Пригожинские консультанты также распространяли в СМИ и соцсетях серии материалов о своих кандидатах и негативные публикации о конкурентах. В частности, они спамили в сервисах «Разговорчики», «Яндекс-Навигатор» и на сайте Youtube.


Сотрудники проекта также запустили электоральный проект «Дачник» в Тульской области, с помощью которого они агитировали москвичей на выезде из города проголосовать за Сергея Собянина. Общий бюджет проекта, как пишет «Досье», составил 15 403 300 миллионов рублей.

Согласно докладу Центра «Досье», консультанты при этом взаимодействовали с заммэра Москвы Анастасией Раковой и главой Фонда открытой новой демократии Кристиной Потупчик. Пригожинские политологи не входили в официальные штабы Балакина и Свиридова.

Анастасия Ракова. Фото: Сергей Киселев / агентство «Москва»

Политтехнологи из структур Пригожина также противодействовали оппозиционным кандидатам на выборах в Мосгордуму в 2019 году. Они разрабатывали идеи для дискредитации оппозиционеров. Например, предлагалось создать образ Или Яшина как марионетки в руках Алексея Навального или проводить мероприятия по обсуждению проблем Красносельского района для того, чтобы отвлечь Яшина от протестной деятельности. Также для нейтрализации создавали контрагитационные  листовки, разворачивали троллинг против оппозиционеров в соцсетях и внедряли своих районных активистов, которые должны были оттеснять оппозиционных.


Санкт-Петербург



Пригожинские политтехнологи работали над избирательной компанией Александра Беглова на выборах губернатора Санкт-Петербурга в 2019 году. Как пишет «Досье», консультанты координировали свою работу с руководителем администрации Беглова Любовью Совершаевой и начальником Управления президента по обеспечению деятельности Государственного совета Александром Харичевым. Для Беглова консультанты организовывали  имиджевые мероприятия, писали речи, проводили занятия по ораторскому мастерству и готовили к интервью. Например, они предлагали Беглову принять личное участие в мероприятии по спасению рыбаков, провалившихся под лед Невы или Финского залива.

Александр Харичев. Фото: Официальный портал
Правительства Пензенской области

Также политтехнологи готовили якобы спонтанные высказывания от лидеров мнений в поддержку провластных кандидатов на выборах в Санкт-Петербурге. Центру «Досье» удалось обнаружить в СМИ цитаты Константина Хабенского, Николая Цискаридзе и Александра Друзя, похожие на те, что предлагали политтехнологи. Поддержка  кандидатуры Беглова происходила и с помощью спама в Интернете. Например, предлагалось оставлять комментарии со словами «дайте поработать, только пришел».

Кроме того, в теневом штабе Беглова следили за социологическими опросами. Консультанты обнаружили, что рейтинг Беглова в городе крайне низок. В какой-то момент они поняли, что при допуске до выборов кандидата Оксаны Дмитриевой, у той были реальные шансы победить во втором туре. В итоге она отказалась выдвигать свою кандидатуру. Из документов политтехнологов следует, что Беглов без фальсификаций не смог бы победить даже  режиссера Владимира Бортко, которого допустили до выборов как безопасного кандидата. За несколько дней до выборов Бортко также снял свою кандидатуру.

Политтехнологи давали рекомендации Беглову по управлению Санкт-Петербургом. Ради получения дополнительных голосов на выборах губернатора, консультанты из структур Пригожина предлагали Беглову изменить границы Санкт-Петербурга, присоединив часть территории Ленинградской области. Центр «Досье» отмечает, что консультанты владели слишком большим объемом внутренней информации о Смольном.

Также пригожинские политтехнологи работали и на муниципальных выборах в Санкт-Петербурге, причем начали они это делать еще за год до выборов, опасаясь конкуренции. Для перехвата повестки у опозионных кандидатов консультанты разработали проект движения «Петербург — город перемен». Как и в Москве, консультанты занимались поддержкой кандидатов-спойлеров. Такие кандидаты должны были снизить влияние оппозиционного проекта  «Объединенные демократы». Пригожинские консультанты пытались нарушить работу школ для оппозиционных мундепов и создали свою школу-спойлер «Школу молодого политика».

Не обошлось и без контрагитации и провокаций. Для этого консультанты предлагали затрагивать широкий спектр тем, которые можно было бы использовать против оппозиционеров: личную жизнь, фашизм, сумасшествие, судимость, теневые доходы и так далее. Среди прочего допускалось внедрение своих людей в оппозиционные организации с целью сбора информации, в том числе в «Штаб Навального» и в «Открытую Россию». Когда Навальный приезжал в Санкт-Петербург в сентябре 2019 года, консультанты «не придумали ничего лучше», как пишет «Досье», кроме того, чтобы вбросить в интернет информацию о встрече Навального с Пригожиным. Также провокации происходили в отношении депутатов Заксобрания Петербурга Максима Резника и Бориса Вишневского, против кандидатов в депутаты Андрея Пивоварова и Натальи Грязневич и в отношении кандидатов из команды Алексея Навального.

Консультанты Пригожина планировали использовать административный ресурс на губернаторских и муниципальных выборах в Санкт-Петербурге, «сгоняя» на выборы бюджетников и контролируя их явку.  Они предлагали привлекать к административной ответственности заявителей оппозиционных митингов и готовили абсурдные иски к оппозиционным кандидатам, чтобы помешать их допуску к выборам, однако ни один из исков не был удовлетворен. Для агитации за провластных кандидатов консультанты использовали районные и муниципальные СМИ, совокупный тираж которых составлял два миллиона экземпляров.

«В деятельности сотрудников Евгения Пригодина нет уникальных технологий, блестящих идей, неожиданных находок, тонкого политического расчета, долгосрочного всеобъемлющего планирования. Судя по всему, команда политтехнологов участвует и в вопросах государственного управления — не имея ни должной должной квалификации, ни юридического оформления, ни Гражданского контроля», — отмечает Центр «Досье».

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.