in

«Ни о каком контроле над заболеванием речи не идет». Доклад о лечении гепатита С в России

Фото: Zuma / ТАСС

Более 3,5 миллиона человек в России живут с хроническим гепатитом С. Они подвержены риску развития рака и цирроза печени, от которых ежегодно умирает около 15 тысяч зараженных. Получить бесплатное лечение могут не все — оно доступно менее 0.5% пациентов. Такой вывод представлен в докладе о лечении гепатита С в России, опубликованном Коалицией по готовности к лечению. Основные выводы доклада обсуждаем с председателем правления пациентской организации «Вместе против гепатита» Никитой Коваленко. 

 

В 2019 году препараты для лечения гепатита С получали 15 662 пациентов — это менее 0.5% от общего числа пациентов с этим заболеванием по данным за указанный год. Охват терапией остался примерно таким же, как и в 2018 году, хотя были основания ожидать его расширения. «Если до 2018 года стабильно закупалось около 10 тысяч курсов лечения в год, то в 2018 году внезапно закупки увеличились в полтора раза было закуплено порядка 15 тысяч курсов, — отмечает Никита Коваленко. — Мы тогда очень обрадовались и рассчитывали, что такой рост будет продолжаться. Но, к сожалению, количество курсов не увеличилось».

 

Число пациентов, охваченных терапией, остается, по словам эксперта, катастрофически незначительным. «Если мы возьмем хотя бы тех пациентов, которые находятся в федеральном регистре — это около 600 тысяч человек — то для того, чтобы вылечить хотя бы их, такими темпами потребуется 40 лет. Ежегодно у нас фиксируется только 50 тысяч новых случаев — это почти в три раза больше числа пациентов, охваченных лечением. Ни о каком контроле над заболеванием речи не идет», — поясняет Коваленко.

 

Невысокую доступность лечения гепатита С в России признает и главный внештатный инфекционист Минздрава Владимир Чуланов. Он отмечает, что в России «есть прекрасные, высокоэффективные препараты для гепатита C» и «все необходимое, чтобы начать решать эту проблему», говорит, что количество выявляемых случаев заболевания сокращается, но повышение доступности лечения хронического гепатита C называет одной из основных задач в РФ на сегодняшний день.

 

Увеличение общей суммы затрат на закупку препаратов в 2019 году  —  на 29% по сравнению с 2018 годом  —  объясняется тем, что большая ее часть, 91%, была потрачена на современные противовирусные препараты прямого действия без содержания неэффективных и устаревших интерферонов. Число пациентов, получающих эти препараты, выросло на 81%. «Если мы говорим о коротких интерферонах, то больше половины пациентов, которых пытались вылечить этой терапией, не вылечивались, — говорит Коваленко. — Это дешевые препараты, которые формально позволяли показать, что пациент лечится. Учитывая то, что эффективность противовирусных препаратов прямого действия приближается к 100%, то это повышение стоимости лечения совершенно оправдано». 

 

По словам эксперта, еще в 2018 году интерфероны составляли значительную часть закупок. Выводы доклада демонстрируют начало обратной тенденции — в 2019 году было закуплено на 52% меньше курсов лечения пегилированным интерфероном, чем в 2018 году, в первые пять месяцев 2020-го такая тенденция продолжается.

 

Изменение приоритетов и увеличение закупок противовирусных препаратов прямого действия Никита Коваленко объясняет не только неэффективностью интерферонов, но и снижением цены на более современные препараты: «Часть препаратов локализована на территории России, эти препараты очень сильно упали в цене, — отмечает эксперт. — Сейчас самый дешевый курс стоит порядка 330 тысяч рублей. Если мы вспомним, что некоторое время назад мы говорили о миллионах, то для системы здравоохранения, учитывая то бремя, которые несут вирусные гепатиты, это вполне себе нормальные деньги. Лечить вирусные гепатиты сейчас выгодно для системы здравоохранения».

 

«Подход к лечению ВГС (вирусного гепатита С — «МБХ медиа») все больше соотносится с международными стандартами, однако охват лечением остается крайне незначительным», — резюмируют авторы доклада. Помимо того, что стали закупать больше современных препаратов, к положительным изменениям, по словам эксперта, можно отнести то, что за последние полтора года было зарегистрировано несколько схем лечения для второго и третьего генотипа вируса и были ликвидированы проблемы нормативного характера, которые мешали лечить пациентов с этими генотипами вируса гепатита. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.