in

«Драконовские очертания закона». Как в Белоруссии ужесточили законодательство и стоит ли ждать того же в России

Александр Лукашенко
Александр Лукашенко. Фото: пресс-служба президента республики Беларусь

Президент Белоруссии Александр Лукашенко утвердил изменения в законы о СМИ и о массовых мероприятиях. Одно из самых громких нововведений — запрет для белорусских журналистов не только организовывать митинги , но и транслировать несогласованные акции в прямом эфире. О том, как будут работать новые правила и есть ли риск, что Россия решит позаимствовать опыт соседа — в материале «МБХ медиа».  

Защита общественного порядка или закручивание гаек   

Лукашенко нанес очередной удар по уличному протестному движению и работе СМИ — именно в таком ключе оппозиция и правозащитники оценивает поправки, которые Александр Лукашенко утвердил 24 мая. Освещать ситуацию в стране отныне действительно станет намного сложнее. Вот лишь часть изменений в законах, которые вступят в силу через месяц после их официального опубликования:

— Все массовые мероприятия проводятся только с разрешения местных органов, уведомительный порядок организации акций исключается

— Местные органы смогут закрывать торговые точки, заведения общепита и другие организации в местах проведения массовых мероприятий

— Журналистам при исполнении обязанностей запрещено участвовать в массовом мероприятии или организовывать его

— Запрещено освещать в режиме реального времени акции, проводимые с нарушениями, «в целях их популяризации или пропаганды»

— Запрещено публиковать результаты опросов общественного мнения, касающихся общественно-политической ситуации, проведенных без аккредитации

— Министерство информации получает право прекращать выпуск СМИ после двух и более письменных предупреждений его учредителю или редакции

— Иностранцы и юридические лица с иностранным участием больше не могут быть учредителями СМИ

— Журналиста могут лишить аккредитации, «если им или юридическим лицом, на которое возложены функции редакции СМИ, нарушен установленный порядок аккредитации, либо распространены сведения, не соответствующие действительности и порочащие деловую репутацию организации, аккредитовавшей журналиста, либо совершено умышленное противоправное деяние в процессе профессиональной деятельности»

О том, что в Белоруссии готовятся поправки, ужесточающие законодательство о СМИ и массовых мероприятиях, известно уже давно. В первом чтении поправки были приняты еще в начале апреля. Глава МВД Белоруссии Иван Кубраков заявил, что законопроект направлен на «обеспечение национальной безопасности и защиту общественного порядка». 

У белорусских правозащитников другое мнение. «Это целый ряд ограничений, которые делают практически невозможным проведение свободных собраний, митингов или же пикетов», — рассказал «МБХ медиа» председатель правозащитного центра «Вясна» Алесь Беляцкий. По его словам, «фактически сейчас законодательно закрепляют то, что происходит в Белоруссии уже почти год, когда проведение несанкционированных мероприятий просто невозможно». Также Беляцкий отметил, что закон окончательно приобрел «драконовские очертания» и нарушает конституцию Белоруссии, а также международные обязательства, которые страна на себя взяла в рамках ОБСЕ и других международных структур. При этом правозащитник подчеркнул, что сюрпризом это не стало и власти страны «просто привели практику в псевдо законный вид». «Особенно никто тут не удивился, у нас и так людей хватают ни за что — за тапочки, кеды, кроссовки с белой полоской, за пастилу с белой полоской, за сердечки и снежинки на окнах», — рассказал Беляцкий.    

Лукашенко как пример

В России в последнее время также ужесточили требования к митингам. В конце декабря были приняты поправки запрещающие иностранное финансирование публичных акций, а также вводящие ограничения на агитацию и участие в акциях журналистов, которые выполняют свои профессиональные обязанности. 30 декабря 2020 года их подписал президент Владимир Путин. В конце февраля глава государства также ужесточил наказания за неповиновение представителям власти на митингах и ввел штрафы за нарушение порядка их организации.

Митинг в поддержку Навального
Фото: Юрий Белят / «МБХ медиа»

При этом опрошенные «МБХ медиа» политические аналитики сомневаются, что в России в ближайшее время будут приняты настолько же серьезные ограничения, как в Белоруссии. «Лукашенко достаточно одиозен, поэтому будут смотреть выборочно, стоит ли все копировать. Сейчас скорее пытаются идти путем отсечения кандидатов от участия в избирательной кампании — это раз, и второе — [действуют] скорее не запретами, а штрафами», — рассказал  «МБХ медиа» политолог Алексей Макаркин. В качестве примера он привел недавнюю ситуацию в Москве, когда к участникам акции протеста 21 апреля силовики приходили спустя дни или даже недели после мероприятия. «На самом деле, запрет “прямого эфира” — это запрет в условиях, когда ситуация выходит из-под контроля. Несмотря на то, что сейчас там притихло, Лукашенко не забыл того, что было в августе, и хотел бы это все максимально предотвратить. В России этого не было, поэтому тут стремятся какими-то превентивными мерами не допустить “белорусского варианта”», — заключил Макаркин.

По мнению политолога Дмитрия Орешкина, в Москве пристально наблюдают за внутриполитической ситуацией в Белоруссии по двум причинам — в связи с геополитическим интересом к соседу и в контексте «обмена опытом» двух похожих друг на друга политических режимов. «Конечно, страна идет по белорусскому пути или по чеченскому пути, что примерно одно и то же», — считает Орешкин. По его мнению, траектории двух стран действительно похожи, и это обусловлено общим набором ценностей. «Важнее всего власть, власть равна собственности, если у тебя есть власть, то у тебя есть и собственность. У Лукашенко собственность — Белоруссия, у Путина — Россия. Соответственно, всякие демократические процедуры вроде смены власти, политической конкуренции и возможности проиграть выборы и там, и там отметаются с одинаковым негодованием. Поэтому траектория по определению будет та же самая. Путин будет вынужден “завинчивать гайки”, давить журналистов и тем более тех людей, которые представляют реальную альтернативу», — рассказал политолог. При этом, по его мнению, дальнейшее ухудшение отношений Белоруссии с западными странами на руку Кремлю, поскольку это лишает Минск возможности политического маневра.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.