in

Два триллиона на развитие села: поможет ли новая программа правительства остановить урбанизацию

Фото: Донат Сорокин / ТАСС

Правительство России утвердило программу развития сельских территорий, согласно которой оно собирается в течение 5 лет потратить на развитие села 2,3 триллиона рублей. Первая цель программы — приостановка снижения доли сельского населения, а значит  — торможение урбанизации. При этом ранее часть чиновников наоборот призывала сделать городские агломерации приоритетом развития страны. Опрошенные «МБХ медиа» эксперты отмечают, что процесс урбанизации остановить невозможно.

Как указано в постановлении правительства, доля сельского населения с 2017 по 2020 сократится с 25,7% (37 миллионов человек) до 25,3%. Затем, благодаря реализации планов правительства, доля сельского населения стабилизируется на одном уровне. «Хотя в программе нет ни одного слова об урбанизации, косвенное отношение к процессам урбанизации она имеет, поскольку в качестве первой основной цели заявлено сохранение доли сельского населения», — говорит старший научный сотрудник Института демографии НИУ ВШЭ Екатерина Щербакова.

Запланирована поддержка 400 тысяч семей. 201 тысяча семей должны получить ипотеку по ставке от 0,1% до 3% годовых, остальные — кредиты со ставкой до 5% для домашнего оборудования и создание инженерной инфраструктуры. Благодаря этому доля благоустроенного жилья должна вырасти с 32% до 50%, а среднемесячные располагаемые ресурсы сельских домохозяйств должны за 5 лет достигнуть 80% от городских. Также в программе обозначены меры улучшения медицинского обслуживания и строительство 2,5 тысяч километров асфальтированных дорог.

Вероятно, достижение этих целей должно способствовать стабилизации доли сельского населения в стране, но в паспорте программы они сформулированы как равнозначные, отмечает Щербакова. «Достаточно внятного обоснования таких целей в программе нет в том варианте, который доступен сейчас. Как нет и понятной стратегии, хотя есть описание ряда подпрограмм, — говорит она.  — Если инфраструктурное развитие сельских территорий кажется вполне понятной и оправданной целью, то задача удержания доли сельского населения на фиксированном уровне представляется мало обоснованной».

Остановить приток населения из сел в города практически невозможно, говорят опрошенные «МБХ медиа» демографы.

«Урбанизацию сложно остановить, так как идет старение населения и снижение рождаемости, и по этой причине сельское население сокращается. Урбанизация — это глобальный процесс. Попытки его ограничения как правило безуспешны — что в нашей стране, что в других странах. Чаще всего пытаются решать проблемы, которая она порождает», — рассказывает Щербакова.

«Снижение доли сельских жителей в населении сильно замедлилось в последней четверти ХХ века, а в 1990-е годы она оставалась практически стабильной на уровне чуть менее 27%», — рассказывает Щербакова. В 2000-е годы доля жителей села продолжила убывать, к началу 2018 года она составила 25,3%, а к 2025 году, по последнему прогнозу Росстата, дойдет до 25%. На этот показатель также влияет административное поглощение сел городами, уточняет Щербакова.

«Урбанизацию остановить нереально. Кроме крепостного права ничего поможет», — говорит старший научный сотрудник лаборатории народонаселения и демографии МГУ Борис Денисов.

По программе правительства большую часть средств потратят из региональных бюджетов на Дальнем Востоке, Арктике, Северном Кавказе и Крыму. «Село в России неоднородно, есть большие региональные различия. Сельское население в европейской части страны — это один вид, на Северном Кавказе  — другой, там избыточное население, так как пока сохраняется высокая рождаемость. Там проблема с работой и молодежь уезжает туда, где есть возможность получить образование и заработок. Для европейских регионов на первом месте стоит старение населения. Молодежь уезжает учиться и почти не возвращается», — объясняет Щербакова.

При этом развитие сельского хозяйства с количеством сельского населения никак не связано, как говорит Денисов. «Доля сельского населения у нас выше, чем в других странах, а доля занятых в сельском хозяйстве еще выше. Проблема в том, что у нас низкая производительность труда в сельском хозяйстве и это основная проблема экономики России».

«Относительная численность сельского населения России достаточна велика по сравнению с числом занятых в сельском хозяйстве — около 7% занято в сельском и лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве. Значительная часть сельского населения моложе или старше трудоспособного возраста. Селяне трудоспособного возраста часто заняты не в сельском хозяйстве, а в других секторах экономики. А сколько нужно для развития сельского хозяйства – зависит от уровня его технологичности и производительности труда», — рассказывает Щербакова.

Ранее ряд российских чиновников  — например, глава Счетной палаты Алексей Кудрин и мэр Москвы Сергей Собянин  — высказывались за развитие городских агломераций.

«У нас в сельской местности проживает сегодня условно лишних 15 млн человек, которые для производства сельскохозяйственной продукции с учетом новых технологий производительности на селе по большому счету не нужны. Это либо чиновники, либо социальные работники, либо еще кто-то», — говорил Собянин в декабре 2017 года.

В свою очередь Алексей Кудрин заявлял о необходимости создания конкурентов московской агломерации. По его мнению, для сохранения конкурентоспособности страны России следовало выделить 20 приоритетных агломераций с особым статусом. Кудрин обращал внимание на то, что к 2025 году 60% мирового ВВП будет сосредоточено в 600 крупных городах, а 35% мирового ВВП будут производить всего 100 городов. «Если посмотреть на карту России, пока только два крупных города Москва и Петербург могут хоть как-то соревноваться в этой глобальной конкуренции», — говорил Кудрин.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.