in

Эксперт-урбанист о феномене «Ямы»: «Нам бы не помешало “Мосгоробщественноепространство”».

Общественное пространство "Яма" на Хохловской площади (до ремонта). Фото: Константин Кокошкин / Коммерсантъ

С наступлением лета в этом году Хохловская площадь (она же «Яма») в Москве стала местом постоянных столкновений активистов движения «Лев против» и полиции с одной стороны и москвичей с другой. Сейчас там регулярно дежурят один или два полицейских автобуса. Еще два года назад там была, казалось, вечная стройка, а сейчас пространство, включающее кусок исторической стены Белого города и амфитеатр напротив него, — одно из самых популярных среди молодых людей мест Москвы. Почему «Яма» — прорывной проект для московского благоустройства? Может ли такое общественное пространство соседствовать с полицейскими автобусами и ОМОНом? На эти и другие вопросы «МБХ медиа» ответила бывший исполнительный директор института «Стрелка» Ольга Полищук.

 

— Почему «Яма» стала таким привлекательным для москвичей местом?

 

— По разным причинам. В первую очередь, это место отличается от остальных визуально. Это не обычные скучные ступеньки, а шлифованный бетон. И, даже, если ты не знаешь, что шлифованный бетон требует большой работы строителей, сложного проектирования, авторского надзора архитекторов, тебе визуально это пространство начинает интересовать. Такие вещи, вроде скамеек, беседок, фонтанов называются малыми архитектурными формами. Большинство из них в Москве, к сожалению, типовые. А «Яма» — нестандартная история, и поэтому привлекает внимание. 

 

К тому же тут сработала социальная история, когда люди, начинавшие там проводить время, звали туда своих друзей, они звали своих и так далее. Сейчас есть целые комьюнити, аккаунты в социальных сетях, где люди координируются и рассказывают о происходящем в «Яме». Сейчас это, действительно, одно из главных мест тусовки у 20-25-летних ребят. 

 

— В начале июля пространство закрывали на ремонт, хотя оно открылось всего два года назад. С чем это связано?

 

— «Яма», после того как КБ «Стрелка» ее спроектировало и построило, перешла на баланс ГБУ «Автомобильные дороги». Поэтому это их решение и, наверное, при такой активной эксплуатации месту действительно был нужен косметический ремонт. Другое дело, что там произошел не ремонт, а, по сути, изуродование пространства.

 

Вот этот замечательный шлифованный бетон закрасили обычной серой краской, потому что так это, видимо, по мнению «Автомобильных дорог», смотрится лучше. Но по факту, мы из-за этого лишаемся уникального пространства, делаем его таким же, как остальные.

 

— А могли ли «Яму» специально временно закрыть, чтобы избежать очередных столкновений активистов «Льва против», отдыхающих на площади москвичей и полиции?

 

—Думаю, что вряд ли это было нарочно сделано для этого. Тем более, ее почти сразу снова открыли.

 

— Нормально ли вообще, когда такое общественное пространство соседствует с полицейскими автобусами, как это происходит сейчас? 

 

— Очевидно, что какой-то контроль там необходим, потому что такое место — абсолютно новый опыт для москвичей, и они не знают, как себя вести там. Это как в первый раз говорить тост на свадьбе или похоронах. Такая ситуация — совершенно нетипичная для человека, и он не понимает, что делать. 

 

Другое дело, что автозаки и ОМОН — это другая крайность, которой тоже хотелось бы избежать. Вообще-то хорошо, что «Лев против» привлек к этой проблеме внимание, хоть и таким варварским способом. Там действительно не установлены никакие правила, что необходимо для общественного пространства.

 

Когда в Москве активно начали развивать и строить парки в начале 2010-х, был создан орган «Мосгорпарк», который контролировал все происходящее там. Сейчас нам бы не помешало что-то вроде органа «Мосгоробщественноепространство», потому что контроль, так или иначе, необходим. 

 

— Может, надо законодательно выделить подобные общественные пространства и, скажем, разрешить там выпивать?

 

— Проблема не только в том, что у нас вообще на улице нельзя выпивать, а в том, что в той же «Яме» не создано каких-то других рекреационных возможностей. Может быть, стоит там больше проводить различных мероприятий.

 

Думаю, что какие-то отдельные правила для мест вроде «Ямы», — это правильная идея. Можно было бы разрешить там пить, скажем, только некрепкий алкоголь и только в какое-то определенное время, а не постоянно. Правда, вряд ли московские власти на это пойдут, потому что пригонять туда автозаки и полицейских — легче.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.