Мошенников, которые собирают средства под видом волонтеров благотворительных фондов, вскоре могут начать наказывать штрафом до 150 тысяч рублей. «МБХ медиа» поговорило с благотворителями о том, помогут ли эти меры справиться с проблемой.
В марте 2021 года Госдума при поддержке правительства может принять новую статью КоАП РФ «Нарушение правил установки и использования ящиков для сбора пожертвований». Документом закрепляется, что использование ящиков для сбора пожертвований может проходить только при наличии договора или разрешения властей, а также если сбор средств прописан в уставе благотворительной организации. В зависимости от степени виновности и статуса лица, совершившего это преступление, оно будет наказываться штрафом от 5 до 150 тысяч рублей с конфискацией орудия мошенничества.
Автор законопроекта, зампред комитета по контролю и регламенту Госдумы Наталья Костенко рассказала газете «Известия», что мошенники скачивают настоящие объявления о помощи больным детям, используя их данные и фотографии, однако собранные средства присваивают себе. «Ко мне обратилась ассоциация благотворительных фондов, а также фонд „Мы вместе“, которые очень ждут принятия поправок в КоАП, так как страдают от действий мошенников. Такие лица, например, постоянно ходят в поездах и на вокзалах. Используя названия и символику благотворительных организаций, обманным путем собирают деньги с населения», — объяснила она. Сейчас никакой ответственности для таких мошенников не предусмотрено.
Президент благотворительного фонда «Предание» Владимир Берхин помогал разрабатывать поправки в закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». В разговоре с «МБХ медиа» он рассказал, что благотворительные фонды начали бороться с мошенниками еще пять лет назад, когда обнаружили, что их сборщиков стало совсем много. «Существует рабочая группа проекта „Все вместе против мошенников“. Мы проводили общественные компании с целью информировать население, что этим людям нельзя давать деньги, писали в прессе. Затем мы дошли до депутатов Госдумы, которые нас выслушали, совместно с Натальей Костенко разработали текст этих поправок. Они довольно долго проходили первое, второе и третье чтение. Сейчас они превращаются в конкретные штрафы, в конкретную ответственность. Процесс это небыстрый, но, вот, он подходит к концу», — сказал он.
По его словам, кампания помогла — мошенников стало гораздо меньше. «Эта проблема была массовой три-четыре года назад, сейчас их стало поменьше, потому что мы довольно много работали, но проблема все еще сохраняется, и мы надеемся, что принятые меры позволят совсем с ней справиться. В Москве и Петербурге мошенников стало в четыре-пять раз меньше. Они ушли с улиц практически полностью, еще встречаются в электричках, их не стало в торговых центрах», — рассказал Берхин.
Однако не все благотворители согласны с тем, что поправки необходимы. Глава фонда «Нужна помощь» Митя Алешковский считает, что проблема не в законодательстве, а в плохой работе правоохранительных органов. «Если мы возьмем уголовный кодекс, откроем статью 159 и посмотрим, что такое мошенничество, то мы увидим, что это хищение чужого имущества путем обмана. Чем это отличается от того, что предлагает сейчас Госдума? Это, конечно, риторический вопрос, потому что не отличается ничем. Вопрос здесь не в том, что недостаточно каких-то законодательных моментов, вопрос в том, что полиция просто не занимается решением этой проблемы и не борется с мошенниками, которые занимаются такими сборами. Поэтому я считаю, что закон ничего не изменит, никому не сделает лучше», — сказал он в разговоре с «МБХ медиа». По мнению Алешковского, единственный способ бороться с этой проблемой — рассказывать об мошеннических схемах. «В этой ситуации нужно просвещать людей, чтобы они никогда не жертвовали наличные деньги на улицах тем, кому они не доверяют, тем, кого они не знают. Если вы хотите обезопасить пожертвования, жертвуйте только в проверенные благотворительные фонды», — посоветовал он.
Поправки в закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» вступили в силу 7 апреля 2020 года. Тогда в законе появилось понятие «ящик для сбора пожертвований», а право на их использование было закреплено только за благотворительными организациями. Закон также определил порядок размещения таких емкостей в стационарном и переносном вариантах.