in

ФСИН закупает красную икру для лагерных магазинов. Увидят ли ее заключенные?

Фото: Артем Геодакян / ТАСС

ФСИН решила расширить ассортимент лагерных магазинов на новогодние праздники: в новогодних закупках — зефир, фрукты, консервированная клубника и даже красная икра. Только заключенные этих продуктов не видят, а сами магазины в колониях к концу года пустеют, и пробиться к ним можно только с боем. Мы проанализировали новогодние закупки ФСИН и обсудили их с правозащитником Русланом Вахаповым, который провел пять с половиной лет в ярославской колонии по сфабрикованному обвинению.

Шоколадные конфеты, рыбные консервы и восемь видов газировки

В декабре ФГУП «Промсервис» ФСИН — предприятие, которое занимается поставкой продуктов и предметов первой необходимости в магазины в колониях — опубликовало сразу 14 закупок на поставку новогоднего ассортимента продуктов. На каждую такую закупку заложено 4,5 миллиона рублей, а в техническом задании — перечень необходимых продуктов и предполагаемая цена на них.

Список продуктов, которые закупает ФСИН, довольно широкий и легко мог бы оказаться на новогоднем столе обычного россиянина: фрукты, конфеты, газировка, торты, чипсы и соленые огурцы. Для ОСП «Уральское», которое обеспечивает колонии в Свердловской области, закупают 13 разных видов тортов, а для «Новгородского» — восемь видов газировки: лимонад, колу, «Буратино», «Дюшес», «Крем-сода», «Тархун», неизвестный «напиток газированный со вкусом апельсина» и такой же, но грушевый. А ОСП «Ленинградское» купит 11 видов рыбы и рыбных консервов, в том числе — лососевую икру. Правда, кроме них, в закупке больше продуктов нет.

Красную икру на Новый год покупают восемь из 13 тюремных магазинов, для которых разместил закупки «Промсервис». Причем цены на нее сильно разнятся: если для ОСП «Нижегородское» икру закупают по 306 рублей за единицу (видимо, банку), то для «Ленинградского» — за 615, а для «Курганского» вообще за 899 рублей. И все же цены удивляют: банку икры за 300 рублей можно купить только в «Пятерочке» по акции, в остальных магазинах она намного дороже. Неужели встречать Новый год в колонии не так уж и плохо?

А как на самом деле?

Мы спросили у Руслана Вахапова, который провел в колонии пять с половиной лет, расширяется ли ассортимент лагерных магазинов к праздникам. «Расширяется немного, иногда появляются даже фрукты, — рассказывает недавно освободившийся провозащитник. — Но в основном яблоки, мандаринов я не видел ни разу, бананы — один раз». Судя по закупкам, мандарины в этом году должны привезти в мордовские, нижегородские и саратовские колонии. 

Лососевая икра правозащитника поразила так же, как нас: «Это, может, в московских блатных колониях или образцово-показательных вроде Владимирской области или Карелии — но у нас нет». Вахапов отбывал срок в ярославской ИК-1, именно он сообщил о том, что там издеваются над заключенными. «Обычно там продается та же тушенка, которая идет в питание заключенных. Выпечку, торты легче договориться и украсть из пекарни при колонии, чем пытаться достать их в магазине».

Более того, к праздникам лагерные магазины пустеют: никто не хочет «вешать себе на шею» излишки, поэтому к концу года продукты просто перестают закупать. А спрос у заключенных только растет — всем хочется встретить Новый год хотя бы с газировкой и сладостями на столе. «Представьте, в колонии 1500 человек и все под новый год хотят в магазин — доходит до драк», — рассказывает Вахапов.

И даже если в магазин удалось пробиться, цены там гораздо выше, чем на воле. Например, карамель, которую можно купить в городском магазине на развес по 150 рублей, в колонии будет стоить 350. «Если посмотреть цены в лагерных магазинах, можно подумать, что у нас одни миллионеры там сидят», — возмущается правозащитник: все продукты в колониях стоят в 2-3 раза дороже, чем в городских. А некоторые продукты невозможно передать с воли — например, соки и любую другую жидкость в передаче просто не примут, их можно купить только в магазине. И продавцы придумывают схемы, как дополнительно заработать на осужденных: Вахапов рассказал, например, что в ИК-1 продавец прячет от покупателей обычные сигареты. Можно купить только «курительный набор», в котором та же сама пачка, но еще два коробка спичек — и стоит он не 95, а 135 рублей. То есть за копеечные спички магазин накидывает 40 рублей, да еще и не разрешает покупать сигареты без этой наценки.

И все это в условиях того, что у заключенных есть ограничение по сумме, которую они могут положить на личный счет и потратить в месяц — в Ленинградской области, например, это 7800 рублей плюс заработная плата. Поэтому чтобы закупиться к Новому году, осужденным приходится сильно заранее скидываться и заказывать в магазине то, что им нужно. Руслан Вахапов рассказывает, что они с сокамерниками за три недели договаривались с продавцом, чтобы к нужной дате им доставили продукты. Цена всегда выходила в несколько раз выше, чем на воле.

 

Действительно ли на этих праздниках в колониях появятся фрукты, газировка и икра, пока неизвестно. Вполне возможно, что они достанутся только определенным заключенным, которые заранее уже «договорились» с руководством — или самому руководству. На момент подготовки текста по 12 из 14 закупок еще даже не выбрали поставщика, хотя до Нового года осталось меньше недели. Заключенные в колониях жалуются на то, что магазины монополизировало ФГУП «Промсервис», которое завышает цены и ограничивает ассортимент, но руководство ФСИН не реагирует на их обращения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.