Одно из главных событий последней недели, связанное с РПЦ — каминг-аут уехавшего в Нидерланды протоиерея и бывшего руководителя духовного центра Ростовского кафедрального собора Александра Усатова. В своем блоге он признался, что его выживали со службы, угрожали и писали доносы, а после признания в гомосексуальности глава Донской митрополии Меркурий поменял к нему свое отношение. «МБХ медиа» поговорило с Усатовым о реакции на его пост, роли церкви в современной России и о том, почему Андрей Кураев защищает Тихона Шевкунова, известного как духовник Путина.
Протоиерею Александру Усатову 42 года, он бывший руководитель духовно-просветительского центра Ростовского кафедрального собора, руководитель Образовательного центра Донской духовной семинарии, куратор отдела религиозного образования и катехизации Ростовской-на-Дону епархии. Весной 2020 года под давлением вынужден был уйти со службы, однако не называл тогда причин этого поступка. В июле прошлого года он покинул Россию и получил статус беженца в Нидерландах.
Каминг-аут, Кураев, духовник Путина Шевкунов
— Ваш пост с каминг-аутом ожидаемо вызвал большой резонанс. Что вас больше всего удивило в реакции людей?
— Представьте, не удивило ничего. Неприятно, когда читаешь откровенную ложь или бурные выражения инфернальных эмоций. Но ведь это закономерно. Многим даже в XXI веке очень хочется воспитывать взрослых людей и указывать, как им жить. Например, что есть и кого любить, какие чувства испытывать. Это называется контроль социума за индивидуумом. Несомненно, по отношению к себе эти люди жесткий контроль не приемлют.
Я преследовал именно эту цель: показать, к чему приводит тотальный контроль. Повторю еще раз: мой каминг-аут про нарушение прав и свобод человека, а не про разврат и безнравственность.
— Когда вы осознали себя как человека нетрадиционной ориентации? Долго ли это скрывали?
— Я держался до 22 лет. Не хотелось жить. Я был готов фактически порвать с Церковью. Но потом произошла перезагрузка мышления и я поверил в чудесную помощь благодати. Помните, как мошенник обещал воскресить погибших школьников? И люди же хотели в это верить. Так и здесь. Церковь предлагает надежду на «исправление», но в конце концов понимаешь, это не работает. Почти открыто я стал говорить в своем окружении около двух лет назад. Люди ценили меня за искренность, но не отвергали.
— На ваш пост отреагировал Андрей Кураев, который использовал его как повод для критики вашего экс-начальника, главы Донской митрополии Меркурия. После этого вы заявили, что Кураев критикует Меркурия из-за близости с Кириллом и таким образом обеляет Тихона Шевкунова, известного как духовник Владимира Путина. В чем это выражается?
— Кураев известен своим суперкритичным отношением к епископату РПЦ, но есть один епископ, которого он с удивительным постоянством изображает только в положительном свете — это Тихон Шевкунов. При том что митрополит Тихон представляет фундаменталистские взгляды, то самое глубинное православие, которое критикует Кураев, с почитанием старцев, отторжением науки, эволюции и Запада. То есть общностью взглядов невозможно объяснить тот пиар Шевкунова, который стал визитной карточкой кураевского блога.
— C чем связываете такой подход Кураева?
— Уже многие годы Кураев пытается дискредитировать конкурентов Тихона Шевкунова на пути к патриаршеству. И митрополит Меркурий — один из них. Кураев прямо противопоставляет «идейного бессеребренника» Тихона развращенным и опустившимся гей-епископам. Полагаю, именно этим объясняется его пыл в борьбе с гей-лобби в РПЦ. Шевкунов — это путь Кураева к реваншу в системе РПЦ, к статусу и постам, которых ему не дал Кирилл.
Отношения Кирилла и Тихона, гей-лобби РПЦ
— Какое вообще отношение к Тихону в церковных кругах? Его часто называют самым влиятельным священником РПЦ.
— Тихон Шевкунов считается приближенным к президенту иерархом, поэтому это решающим образом может сказаться при выборе нового патриарха. В свое время именно архимандрит Тихон, а не митрополит Кирилл (Гундяев) провел основную работу по преодолению раскола с Зарубежной частью Русской Церкви. Патриарх Кирилл ему этого не сможет простить.
— Если говорить про Кирилла, то вы как человек, долгие годы служивший в системе РПЦ, что считаете его главной победой и неудачей?
— В любой момент меня могут лишить сана, но я все же отвечу. Патриарх Кирилл смог пошатнуть и во многих случаях разрушить веру людей в Церковь. Цинизмом и разочарованием прониклись многие молодые и маститые священники. Он лично разрушил единство православного мира, сорвав проведение Вселенского Собора в 2016 году в Греции. А ведь мы могли быть свидетелями проведения Вселенского Собора впервые с VIII века, однако в последний момент Кирилл отказался от участия в нем. С греческими церквями общение прервано. Кто-то вспоминает об этой церковной трагедии?
В то же время я рад, что он так долго являет нам не лубок, а настоящее лицо РПЦ: феодальные замашки, презрение к науке, стремление наказать инакомыслящих, превращение церкви во франшизу. При прежнем патриархе многие пребывали в блаженном неведении о реальном положении дел. В этом смысле патриарх Кирилл — лучше всех!
— Вы писали про гей-лобби в РПЦ. Как думаете, почему церковь как носитель традиционных ценностей его прикрывает?
— Уверен, что Церковь не является «носителем традиционных ценностей» по ряду причин. Во-первых, нравственные ценности исторически менялись и эволюционировали. Я говорю сейчас именно про нравственность, то есть про отношение к реальным людям: чужим и ближним, ортодоксам и инакомыслящим, к женщине и евнуху, к незаконнорожденному ребенку и бедняку. Мораль в семейной и сексуальной сфере тоже не упала с неба.
В своем блоге я выражаю уверенность в том, что современный россиянин не сможет применить к себе церковные требования времен Московской Руси. И наоборот, на протяжении тысячи лет Церковь одобряла сожительство знатного мужчины с любовницей, что современные священники называют «блудом» и «бесплатной проституцией». Любители традиционных ценностей недавно обрушились на известного футболиста за поступок (речь о скандальном видео Артема Дзюбы. — “МБХ медиа”), который их совершенно не касается, а в церковных канонах расценивается не более, чем баловство.
Поэтому я уверен, что рекламируемые в настоящее время традиционные ценности — это новодел, который к традиции, то есть к историческому христианству имеет весьма косвенное отношение. Во-вторых, РПЦ умеет только морализаторствовать. Внутри самой организации мало кто способен жить по заповедям. Про таких священников и богословов сказал сам Иисус: «Делам их не подражайте, потому что сами они не исполняют того, чему учат» (Мф 23.3).
— Насколько это высокопоставленные люди?
— Представители гей-лобби в РПЦ — это не преподаватели воскресных школ. Это люди, имеющие власть и доступ к деньгам. В первую очередь — иерархи, а также их помощники из духовенства. Здесь и ответ на вопрос о «прикрытии»: в РПЦ озабочены своим статусом перед лицом светского общества, поэтому громких разоблачений ожидать не приходится. В этом королевстве все тихо и спокойно.
Обвинение в домогательствах, союз РПЦ и власти
— Вы рассказывали, что один из священников писал на вас доносы из ревности. Проводились ли с вами какие-то следственные действия? Куда они вообще писали и что именно?
— Донос написал ростовский протоиерей, а митрополит Меркурий лишь пригрозил, что мной занимаются эти высокие структуры. Меня обвиняли в поддержке Навального и чуть ли не планировании революции, а также в антисистемности и гомосексуализме.
— Предлагали ли вам гей-связи в обмен на продвижение по службе? Насколько часто это встречается в РПЦ?
— Меня лично эта участь миновала. А вот близкие друзья из числа церковнослужителей много раз рассказывали про такие предложения. К тому же даже на службе в алтаре священники становятся свидетелями «семейных разборок» между старшими и младшими, а также присутствующими соучастниками. Это фактически никто не скрывает. Свои все поймут…
— Не считаете ли, что РПЦ в последние годы слилось с властью?
— Фактически РПЦ — это департамент правительства по православному вероисповеданию. Ни один из 350 епископов не осмеливается обличить происходящие в стране беззакония. Сергея Романова быстро лишили сана лишь тогда, когда он выступил против президента. А до этого он многие годы открыто распространял антисемитизм и прочие странные идеи.
В последнее время церковные иерархи стали открыто поддерживать инициативы правительства, даже когда этого никто, казалось бы, не просил. А еще я заметил, что появившиеся во внутренних документах РПЦ идеи постепенно после 2000 года стали государственными законами.
Например, в них Церковь осуждала пропаганду гомосексуализма, а в 2013 году Госдума приняла похожий закон, устанавливающей ответственность за «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних».
— Пресс-секретарь Ростовской епархии Игорь Петровский недвусмысленно обвинил вас в домогательствах и разбитых судьбах с использованием служебного положения. Прокомментируйте это обвинение.
— Это прямой ответ епархии на мое «Мне ничего не угрожает». Они хотят внушить, что могут до меня добраться. Не хотел отвечать на бредни пресс-секретаря Меркурия, но вынужден, так как не все люди имеют представление, насколько лживо и аморально руководство Донской митрополии РПЦ. Информация, распространяемая Петровским, о том, что я якобы домогался молодых людей, пользуясь своим положением священника и преподавателя семинарии, — ложь и клевета. Эти люди в очередной раз показали, что они готовы на все, лишь бы выйти сухими из-под справедливой критики и заткнуть рот своим оппонентам.
— Он также утверждает, что Меркурий не знал о вашей ориентации. Это верно?
— Лжет. В окружении Меркурия все прекрасно знают, у кого какая ориентация.
— В Нидерландах вы получили политическое убежище? На какой срок?
— Я подал заявку на получение статуса беженца в июле, а в сентябре ее удовлетворили. Статус у меня на пять лет, далее собираюсь получать гражданство.
У меня есть право на пособие и жилье. Я живу один в тихом городке, не посещаю гей-клубы и не курю марихуану. Сейчас мне предстоит интеграция в социум, изучение языка и знакомство с культурой.