in

Госдума собирается бороться за свободу слова для граждан с помощью блокировок. Это возможно?

Здание Госдумы
Здание Госдумы. Фото: URA.RU / TASS

Депутаты российского парламента внесли на рассмотрение новый законопроект, который позволит Роскомнадзору ограничивать на территории РФ доступ к любому интернет-ресурсу, который «цензурирует» российские СМИ. В случае его принятия любая платформа, будь то Youtube, Twitter или Facebook, может быть заблокирована на территории РФ. «МБХ медиа» разобралось, как этот закон может применяться

Что происходит

19 ноября депутаты Госдумы внесли на рассмотрение законопроект, который позволит Роскомнадзору блокировать иностранные сайты. Проект предусматривает новый статус «владельца информационного ресурса, причастного к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан». Если закон примут, то Генпрокуратура вместе с МИД сможет присваивать такой статус владельцам ресурсов, которые допускают дискриминацию российских СМИ. А если на таком ресурсе «ограничен доступ к общественно важной информации по признаку национальности, языка или в связи с введением санкций в отношении России или ее граждан», его можно будет просто заблокировать. Также в качестве мер воздействия могут быть применены замедление трафика и административные штрафы.

Кстати, этому событию предшествовало другое: 18 ноября Роскомнадзор потребовал от компании Google вернуть канал телеведущего Владимира Соловьева в «тренды» Youtube. Ведомство написало в IT-корпорацию письмо с требованием снять ограничения. «Как стало известно, с октября текущего года видеоматериалы канала не попадают в раздел «В тренде» YouTube, хотя ранее это происходило регулярно. Такую ситуацию можно расценить как попытку администрации YouTube ограничить распространение материалов популярного российского автора, воспрепятствовать росту его аудитории», –– говорится на сайте ведомства. Да и сам Соловьев жаловался, что его видео перестали попадать в тренды, а подписчики больше не могут узнать о появлении новых видео. 

Владимир Соловьев в студии «Соловьев Live»
Владимир Соловьев в студии «Соловьев Live». Кадр из видео «Соловьев Live» / YouTube

Руководитель практики интеллектуальной собственности и информационных технологий юридической фирмы DigitalRightsCenter Михаил Третьяк обращает внимание, что действие нового законопроекта распространяется не только на иностранные ресурсы. «Согласно законопроекту, под владельцем информационного ресурса понимается «владелец информационного ресурса, предназначенного и (или) используемого гражданами Российской Федерации и российскими юридическими лицами (в том числе от имени зарегистрированных средств массовой информации) для распространения информации на государственном языке Российской Федерации, государственных языках республик в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации». Ни слова об иностранном участии в законопроекте нет – соответственно, действие законопроекта распространяется и на российские ресурсы», –– отмечает эксперт. 

Что будет с Youtube, Twitter и Telegram

Если закон примут, под него могут попасть любые интернет-ресурсы, отмечает Третьяк. «Он направлен против всех информационных ресурсов по умолчанию, и не делает различий между СМИ, социальными сетями, иными инструментами распространения информации, –– объясняет Михаил Третьяк, — то есть, Telegram тоже подпадает под его действие».

Напомним, что в 2018 году Роскомнадзор уже попытался заблокировать упомянутый экспертом мессенджер из-за отказа компании Павла Дурова предоставлять российским спецлужбам ключи для расшифровок переписок пользователей. Правда, блокировка не удалась – россияне продолжили пользоваться Telegram, научились обходить блокировки, а в июне 2020 года Роскомнадзор снял ограничения. А потом и сам завел в мессенджере свой канал.

«Но если Telegram заблокировать не получилось по техническим причинам, то более простенькие онлайн-ресурсы, у которых нет своего приложения, можно блокировать достаточно легко, –– уверен Третьяк, — Поэтому в случае принятия этого законопроекта — а вероятность этого очень и очень высока — надеяться на его быструю (или даже спустя годы) отмену не стоит. Наоборот — за ним наверняка последуют и другие инструменты «закручивания гаек»».

Во время митинга за свободу интернета и в защиту мессенджера Telegram на проспекте Академика Сахарова
Во время митинга за свободу интернета и в защиту мессенджера Telegram на проспекте Академика Сахарова. Фото: Михаил Терещенко/ТАСС

При этом, по мнению эксперта, если Telegram «зацензурирует» какой-то из каналов российских СМИ, он  вполне может не просто попасть под блокировку — его владелец может быть признан в соответствии с законопроектом «причастным к нарушению основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации, гарантирующих в том числе свободу массовой информации» по 272 Федеральному закону. Причем решение о такой «анафеме» будет приниматься на высшем уровне — Генеральной прокуратурой и Министерством иностранных дел. Роскомнадзор выступит исполнителем и будет отвечать только за саму блокировку. То же самое касается любых других интернет-платформ. 

Как происходит «цензурирование российских СМИ на иностранных платформах»

Помимо описанного выше случая с непопаданием в тренды Youtube канала Владимира Соловьева стоит вспомнить еще и блокировку аккаунта «РИА Новостей» в Twitter в сентябре 2020 года. Тогда же сервис Twitter ввел пометку «государственное издание». И применил ее не только к странице федерального новостного агентства, но и к аккаунтам Маргариты Симоньян, ТАСС, агентства «Sputnik» и МИДа России. Пресс-служба МИА «Россия сегодня» тогда заявила: «Мы подобные ограничения со стороны Twitter считаем актом цензуры СМИ, что прямо запрещено Конституцией России. На наши запросы соцсеть никак не реагирует и не объясняет свои решения». Михаил Третьяк добавляет, что у Твиттера есть возможность автоматической фильтрации и уведомления пользователей о контенте, который был «существенно и обманным путем изменен либо подделан». 

Руководитель практики интеллектуальной собственности и информационных технологий фирмы DigitalRightsCenter Михаил Третьяк
Руководитель практики интеллектуальной собственности и информационных технологий фирмы DigitalRightsCenter Михаил Третьяк. Фото: DigitalRightsCenter

Facebook же, по словам Третьяка, объявил настоящую войну «фейк-ньюс» из-за якобы имевших место попыток вмешательства в выборы в США со стороны Агентства интернет-исследований. Twitter и Facebook утверждали, что получили от ФБР информацию о том, что «фабрика троллей» создала сеть поддельных аккаунтов c целью помочь президенту Дональду Трампу избраться в 2016 году и переизбраться в 2020-м. 

«Скорее всего, именно публичные заявления Facebook о нетерпимости к «фейк-ньюс» и российской пропаганде в новостных лентах, в совокупности с непреходящим желанием российской власти контролировать всю получаемую гражданами информацию, и послужили катализатором для законотворчества», — считает эксперт. «Раз Facebook отслеживает и банит удобные для нас новости (а для нас это неприемлемо), то мы в таком случае рассматриваем это как нарушение прав наших граждан на свободное получение информации (а права граждан — это святое). И в ответ забаним Facebook, то есть дадим отпор злобным американцам, не дающим нам нести правду в массы», — иронизирует Третьяк. И добавляет: «Можно сказать, Facebook и Twitter своими заявлениями и действиями фактически дали российским властям крайне удобный повод для подобного законопроекта, который в итоге сможет позволить российским властям доводить до граждан только ту повестку, которая удобна власти».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.