Российские школы оказались не готовы к пандемии и переходу на дистанционную форму обучения. Пока московские власти пытались наладить бесперебойную работу сервиса электронной школы, многие учителя были вынуждены экстренно осваивать сторонние образовательные платформы — более удобные, но не всегда соответствующие учебной программе, и к тому же платные. А в некоторых регионах использование таких сервисов и вовсе стало единственным выходом из положения. Но это привело к очевидным проблемам: по закону школы не могут навязывать платные услуги, а многие родители просто не могут себе их позволить. Остальные ворчат, но платят.
«МБХ медиа» рассказывает, как многим учителям и родителям во время пандемии за неимением альтернатив пришлось обращаться за помощью к коммерческим образовательным площадкам.
Постоянные сбои
С 19 октября на «удаленку», по словам мэра Москвы Сергея Собянина, официально перешли более 600 тысяч учащихся средних и старших классов школ. Но уже первый дистанционный учебный день начался с проблем. После внеплановых двухнедельных каникул ученики с шестого по одиннадцатый класс не смогли зайти на платформу Московской электронной школы (МЭШ), через которую дети должны были подключиться к сервису Microsoft Teams для удаленных занятий.
Ученики, родители и преподаватели из разных районов столицы жаловались на то, что у них не открывались ссылки, в электронный дневник было невозможно зайти, а перезагрузка страницы или даже компьютера никак не помогала. Позже Департамент образования города признал ошибки и пообещал исправить ситуацию в ближайшее время. Однако платформа продолжает барахлить и по сей день — для нее перевод на дистанционную форму обучения такого количества столичных школьников тоже стал испытанием.
«Мало того, что этот сервис абсолютно не адаптирован под мобильные устройства, так он еще и стоит на серверах, которые, по моим ощущениям, и 1000 человек не могут выдержать. Иначе я не понимаю, как он умудряется с таким постоянством падать, — рассказывает ученик 11 класса одной из московских школ Никита Рыманов. — Делает он это буквально каждое утро. Впрочем, и в течение дня с ним может такое тоже произойти. Ты просто не можешь зайти на сайт, а учителей твои проблемы не особо интересуют».
Сервис МЭШ начал работать в пилотном режиме в сентябре 2016 года. Тогда к системе были подключены всего шесть московских школ и чуть более 700 учителей. Московская электронная школа — это не только виртуальный журнал и дневник, но и оснащение школ интерактивными панелями и планшетами. На базе МЭШ была создана облачная интернет-платформа со всеми необходимыми материалами: учебниками, пособиями, видеороликами с объяснениями учителей, сценариями уроков. Сергей Собянин неоднократно называл этот проект в своих выступлениях «школой будущего», в которой фундаментальные знания должны будут сочетаться с новыми технологиями и элементами геймификации. Столичные власти планировали полностью перевести на этот сервис все московские школы в течение двух лет. Под эти нужды только до 2019 года из бюджета было выделено 16 млрд рублей. Ежегодно на техническую доработку электронной платформы МЭШ выделялось от 90 до 180 млн рублей. В 2020 году только на модернизацию мобильной версии электронного дневника было выделено дополнительно 47 млн рублей.
В 2017 году для пополнения «Библиотеки МЭШ» — сервиса с интерактивным образовательным контентом — была развернута программа по предоставлению правительственных грантов. Участником проекта мог стать любой желающий. Для этого было нужно загрузить на платформу собственные материалы (сценарии уроков, электронные пособия, тематические блоки). В зависимости от их востребованности на площадке можно было получить щедрое вознаграждение от 50 до 300 тысяч рублей. В 2018 году выдача грантов была приостановлена.
Несмотря на все эти денежные вливания, многие преподаватели и учащиеся продолжают жаловаться не только на сбои в работе платформы, но и на содержание учебных материалов, которые предоставляет площадка.
«Никакой адекватной верификации загруженных материалов в МЭШ не существует, никто не проверяет их на соответствие теме, отсутствие ошибок и неточностей. Поэтому учителя и вынуждены в таких условиях обращаться к другим, сторонним образовательным сервисам, которые хотя бы не сделаны на коленке. Все они упрощают работу учителям: не нужно сидеть вечерами над тетрадями, — рассказала «МБХ медиа» одна из учительниц московской школы на условиях анонимности. — Если говорить про работу электронного журнала, то с ним тоже не все ладно. В старой версии, до обновления, был удобный поиск по ключевым словам, а сейчас ничего найти там невозможно».
Есть Москва, а есть Россия
Школы из других регионов и вовсе остались без альтернатив на время пандемии: своей системы удаленной школы у них нет. Для того чтобы наладить учебный процесс еще во время первой волны учебы на «удаленке» им пришлось обращаться к сторонним, чаще всего коммерческим платформам.
«Одной утвержденной дистанционной платформы в России сейчас нет, государство этим просто не занималось, поэтому школа сама определяет, какие ресурсы использовать. Часто это коммерческие проекты, но и их контент тоже не всегда подходит для занятий. У нас есть методические рекомендации Министерства просвещения. Где-то пытаются объединить сразу несколько платформ, потому что одни больше годятся для начальной школы, другие для старшей, третьи — для подготовки к экзаменам. Приходится сочетать. Школы опробовали многие сервисы еще весной и сделали для себя выводы, — объясняет “МБХ медиа” руководитель штаба при министерстве образования Новосибирской области Оксана Василенко. — Мы стараемся учитывать интересы детей и их семей. У нас в области 34 тысячи детей вообще не оснащены техническими средствами. К ним применяется другая модель: мы используем файлообменники, родители приходят и забирают домашнее задание сами».
По словам Василенко, некоторые родители недовольны тем, что детям приходится заниматься на разных сторонних сервисах, а на некоторых еще и за деньги. Но еще во время перехода на дистанционное обучение весной многие компании, предоставляющие образовательные услуги, пошли навстречу школам — сделали некоторые курсы и задания бесплатными для всех. Сейчас Министерство образования проводит переговоры с региональными представителями ресурсов о том, чтобы они их и дальше предоставляли бесплатно.
Но если в крупных городах школы активно пользовались услугами коммерческих сервисов, то в селах и отдаленных населенных пунктах страны учителям пришлось экспериментировать и подбирать бесплатные платформы в ручном режиме. Как говорит Рената Давлетова, участница программы «Учитель для России» и преподавательница истории и обществознания Кудиновской сельской школы в Калужской области, особых рекомендаций о том, как организовывать процесс дистанционного обучения, от Министерства образования они не получали.
«В апреле и мае мы старались использовать все бесплатные сервисы, иногда даже иностранные. Потому что у нас очень много семей, у которых нет материальных возможностей, чтобы оплачивать какие-то дополнительные курсы. Я нашла в интернете программу, которая позволяет записывать видео с экрана и начитывала лекции, потом загружала все в YouTube. Так что мои ученики могли следить за моими успехами начинающего блогера-преподавателя, — рассказала «МБХ медиа» Давлетова. — Учителя искали все сами, методом проб и ошибок. Мы советовали что-то друг другу постоянно. Министерство прислало ссылки на вебинар о том, как пользоваться Zoom. Для сельских школ, чтобы вы понимали, это и так уже достаточно большая поддержка. У нас многие учителя не знают даже, что такое скриншот. Дистанционное обучение — очень изматывающее, потому что всегда переживаешь, запустится ли та или иная программа, откроется ли сайт. Местные интернет-провайдеры не справлялись, сеть несколько раз вообще падала. Даже картинки порой трудно загрузить, не говоря уже про видео и какие-то другие форматы».
Сейчас власти большинства регионов страны не торопятся переводить школьников на «удаленку», ссылаясь на довольно низкие показатели заболеваемости. Не считая Москвы, всего в России на дистанционное обучение перевели чуть более 100 школ или 0,27% от общего количества.
«У нас никого не перевели на дистанционку. Хотя мы очень долго этого ждали. Министр образования сказала, что у нас не такая критическая ситуация, поэтому дети должны продолжать учиться как обычно. Позиция такая: одним ребенком больше, одним ребенком меньше», — жалуется Давлетова.
Коммерческие сервисы спасают образование?
Чаще всего учителя задают дополнительные домашние задания на платформах «Учи.ру», «Фоксфорд», Skysmart (проект российской онлайн-школы по изучению английского языка Skyeng). Для многих родителей во время дистанционного образования эти сервисы стали настоящим спасением. На этих площадках можно в интерактивной форме потренировать новые темы, повторить старые и закрепить материал, чтобы не растерять остатки знаний во время очередных внеплановых каникул. Правда, далеко не весь контент на этих сервисах бесплатный. Некоторые компании смогли не только привлечь новую аудиторию во время пандемии на свои площадки, но и успешно монетизировать ее.
В 2019 году выручка от продаж «Учи.ру», резидента «Сколково», составила чуть меньше 1 млрд рублей, а чистая прибыль больше 330 млн рублей. Для сравнения — в 2018 году компания находилась в убытке на 144,5 млн рублей. Сколько денег «Учи.ру» заработает к концу 2020 года — пока неизвестно. Однако количество уникальных пользователей во втором квартале этого года впервые превысило три миллиона человек в день. По словам директора по продукту Ивана Себедаша, это в восемь раз больше, чем было до карантина.
Сейчас платформа предлагает курсы по большинству школьных предметов: от математики и окружающего мира до программирования. Для учителей и школ эта площадка бесплатна. В учебное время с понедельника по пятницу до 16.00 школьники в течение часа могут решать задания без ограничений. Кроме этого, каждый ученик имеет 20 бесплатных карточек-заданий в день (их решение занимает приблизительно 10-15 минут). Чтобы ребенок мог заниматься без ограничений дальше или в другое время, родители могут оформить подписку на месяц, полгода или на год. В среднем, годовая подписка на один предмет обойдется в 1,5 тысячи рублей. Но очень часто родители покупают комплексные подписки сразу на несколько предметов.
На платформе существует таблица рейтинга. Чем больше заданий решают дети, тем больше баллов получают. Можно соревноваться с одноклассниками и даже учениками других школ.
«Мы с начала этого учебного года пытались заниматься на “Учи.ру” бесплатно. Но сын начал очень переживать, что по рейтингу всегда плетется в хвосте, стал просить купить платную подписку, чтобы догнать одноклассников по баллам. Лидеров этого рейтинга учительница очень хвалит на уроках. Такая психологическая уловка: в детях просыпается конкуренция, жажда к соревнованию. С одной стороны, это даже хорошо. Но получается, что это не рейтинг успеваемости, а рейтинг того, кто из родителей больше заплатит. В итоге я под натиском сдалась и купила. Да у нас половина класса купили. Все удовольствие обошлось в 5 тысяч рублей на год. Но у кого-то ведь несколько детей и таких возможностей нет», — рассказывает москвичка Наталья Кравцова.
В Департаменте образования и науки Москвы «МБХ медиа» сообщили, что никаких взаимных обязательств или совместных проектов с коммерческими компаниями, которые оказывают образовательные услуги, у столичных властей не существует. Использование этих площадок в учебном процессе — личная инициатива сотрудников школ. Родители должны сами решать, прислушиваться к этим рекомендациям или нет.
«Принуждение к использованию или навязывание этих сервисов противоречит действующему законодательству», — подчеркнули в пресс-службе департамента.
На момент выхода материала представители «Учи.ру» не ответили на запрос редакции.
Еще одна онлайн-школа «Фоксфорд» в марте прошлого учебного года открыла бесплатный доступ ко всем курсам по базовой школьной программе для учеников 1-11 классов. Подобную практику компания решила продолжить и этой осенью, перезапустив проект. На платформе дети не только могут выполнять домашнюю работу бесплатно и смотреть видеоуроки, но и отслеживать собственный прогресс.
«Так мы решили помочь ученикам поддержать образовательный процесс и за бесплатным контентом еще весной к нам пришло около двух миллионов учеников», — рассказали в пресс-службе компании. Строить прогнозы о том, сколько пользователей продолжат заниматься на платформе после окончания пандемии уже платно, в «Фоксфорд» не решаются. Однако отмечают, что доверие к дистанционному образованию за этот год явно увеличилось.
Впрочем, некоторые новые технологии дошли и до российской глубинки. Жительница поселка Усть-Шоноша Архангельской области Елена Артемова уверена, что интернет и образовательные онлайн-платформы стали связью с большим миром и цивилизацией, особенно во время пандемии. «Дочка выполняет 20 бесплатных заданий на сайте “Учи.ру” для собственного развития. Уроки сами выбирает по интересам. Школа ни на чем таком не настаивает, потому что мы живем в деревне, а здесь не в каждой семье есть интернет. Но нам и этого хватает».