Рэпер Гуф (Алексей Долматов) в прямом эфире в инстаграме во время прогулки спустил свою овчарку на двух случайно встреченных псов. В шею лабрадора она вцепилась зубами, в то время как исполнитель еще больше подбадривал и натравливал своего питомца.
Мы обсудили с юристом ассоциации «Благополучие животных» Анастасией Апухтиной-Агеичкиной этот случай и узнали, что может сделать любой человек, случайно встретивший в сети контент с жестоким обращением с животными.
Поступок Долматова уже осудил президент Российской кинологической федерации Владимир Голубев и призвал привлечь рэпера к ответственности. Он указал, что по закону «Об ответственном обращении с животными» не допускается натравливание собак. Участники зоозащитной организации «Зооправо» также призвали наказать Гуфа.
По словам юриста Анастасии Апухтиной-Агеичкиной, обратиться в полицию по этому и другому подобному факту имеет право любой гражданин и юридическое лицо. Но привлечь к ответственности по статье 245 УК РФ (Жестокое обращение с животными) конкретно в этом случае нельзя, так как животное (лабрадор) сильно не ранен и не умер. Уголовная статья подразумевает ответственность только в случае увечья или летального исхода.
«Подобные раны не будут считаться увечьем, поскольку термин не определен законодателем, но на практике, которая уже успела сформироваться, это будет зависеть от судебной экспертизы. Рваную кожу точно не признают увечьем, так как обычно подразумевается некое тяжкое последствие. Даже был случай, когда мужчина собаку ударил ножом, ее прооперировали и спасли, но она осталась без одного легкого. И даже отсутствие легкого не считается увечьем», — рассказывает Анастасия.
Действия Алексея можно расценить как административное правонарушение. Квалификацию будут устанавливать в УВД, где изучат материал и решает, из каких побуждений это делалось — хулиганских или каких-либо иных.
Анастасия указывает, что гораздо более действенно в плане наказания — не посещать концерты, не покупать мерч. «Если учитывать медийность личности, то важнее сделать что-то для снижения материальной поддержки. (…) Если в отношении обычного человека это не принесет никакого эффекта, то для публичного это рычаг, — отмечает Апухтина-Агеичкина, — Резонанс в этой ситуации более действенен. При всех наших реалиях это самый верный путь получения санкций за такое поведение». Но заявления в полицию тоже есть смысл подавать — это приведет к большей огласке.
Как отмечают в соцсетях, собака Гуфа была на поводке, а пес, на которого она нападала, находился на самовыгуле. Тут закон нарушили хозяева лабрадора. «Со стороны рэпера это действие именно с целью привлечения внимания к себе, он выложил видео в соцсети. И собаку он на видео не отзывал, а подбадривал и подтравливал. А хозяин лабрадора не должен был допускать, чтобы его собака гуляла без поводка и подбегала к другим агрессивным собакам», — объясняет юрист.
Что делать, если вы встретили жестокое обращение с животными в сети?
Не имеет значения, как вы стали свидетелем жестокого обращения с животным — вживую или онлайн. Анастасия Апухтина-Агеичкина поясняет, что размещение в сети — отдельный квалифицирующий признак, и он может стать отягчающим обстоятельством. Поэтому в любом случае надо обращаться с заявлением в полицию.
Если вы находите подобный контент, но не знаете, кто проявляет жестокость по отношению к животным, в своем заявлении нужно приложить на него ссылку. Даже если это фото или видео выложены не у того человека, который стал виновником. «В результате оперативно-розыскных мероприятий они (полицейские — “МБХ медиа”) должны установить личность нарушителя. Это даже проще, чем найти человека, которого вы увидели на улице и достоверно не знаете, кто он», — объясняет юрист. Если человек отрицает, что это он на видео — назначается экспертиза по голосу.
По словам Апухтиной-Агеичкиной, полиция «не очень охотно» берется за эту категорию дел, но если обращений будет много, то полиции придется заняться делом. Она уточняет: «Те, кто обращается, должны быть готовы, что им будут присылать отписки. Это не исключено, так как статья только начинает действовать и практика по ней еще не сформировалась. Но если со стороны общества будет жесткая гражданская позиция, они (полицейские — “МБХ медиа”) не смогут долго это игнорировать. Одно дело, когда это одно обращение, а другое — когда обращений уже тысяча. Если мы будем молчать, то это и будут “спускать на тормозах”».
Заявление в полиции рассматривают в течение 30 дней. Если вы его случайно направили не в тот орган, то в течение пяти дней из него сообщат, куда документ перенаправили. «Если отказывают, то можно обратиться в прокуратуру с жалобой на бездействие госорганов в системе МВД», — уточняет юрист.
Полицейские обязаны вызвать нарушителя на дачу показаний, а также заявителя и тех, кто указан в качестве свидетелей, кроме того, выехать на место, обследовать его, запросить у хозяина документы на животное.
С материалами дела можно ознакомиться только после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, либо об отказе в возбуждении. Из них будет ясно, что было сделано, и можно оценить действия полномочных органов — провели ли они проверку по материалу или они просто дали отписку, не выполняя никаких мероприятий. Если ознакомиться с материалами дела нет возможности, стоит отправить жалобу в прокуратуру, чтобы их поверили там.
Ассоциация «Благополучие животных» разработала дорожную карту, в которой пошагово описан алгоритм действий при обращении в полицию по поводу жестокого обращения с животными. Он подходит и для случаев, если вы нашли подобного рода контент в сети. Там же на сайте есть образцы заявлений, в том числе на тот случай, если происходит противодействие со стороны органов власти.