in

«Идиотские законы»: почему российские полицейские садятся в тюрьму за применение оружия

Фото: Иван Водопьянов / Коммерсантъ

Минувшей ночью в Ставропольском крае сотрудники ДПС смертельно ранили мужчину, оказавшего сопротивление при задержании. По факту его гибели было возбуждено уголовное дело по статье о превышении должностных полномочий. «МБХ медиа» разбиралось в том, как часто сотрудники полиции убивают людей при задержании и что происходит потом.

Трагический инцидент с участием двух сотрудников ДПС произошел в ночь на 1 октября в городе Лермонтов. Инспекторы заметили на дороге машину ВАЗ 2114 — так называемую «четырку» — водитель которой якобы вел себя подозрительно и не сразу отреагировал на требования остановиться. Утверждается, что находившийся за рулем молодой человек оказал сопротивление полицейским и в ответ один из них применил табельное оружие. Водитель получил смертельное ранение и умер на месте. В пресс-службе СУ СКР по Ставропольскому краю сообщили о возбуждении уголовного дела о по статье о превышении должностных полномочий (286 УК РФ). Сотрудникам ДПС грозит до 10 лет лишения свободы.

К теме полицейского насилия в России постоянно приковано внимание, регулярно появляются все новые сообщения о таких инцидентах, но чаще всего речь идет об избиениях и пытках задержанных. Из табельного оружия людей убивают довольно редко. Одним из самых громких эпизодов стало недавнее убийство жителя Екатеринбурга Владимира Таушанкова: в начале июня он был застрелен при штурме его квартиры сотрудниками Росгвардии из-за подозрения в краже обоев. Следственный комитет не нашел признаков преступления в действиях силовиков.

Впрочем, ситуация с Таушанковым стала скорее исключением. «Американцы широко применяют оружие при задержании, а российская полиция в этом смысле запугана. Каждое применение огнестрельного оружия заканчивается огромными разбирательствами», — объясняет социолог Элла Панеях. Многих из тех, кто все же рискует открывать стрельбу, затем наказывают по той же 286 статье УК. За период с 2016 по 2019 годы по ней было вынесено больше двух тысяч приговоров, писала «Новая газета». Чаще всего по этой статье судят военных, которые избивают своих подчиненных: на них приходится почти две трети приговоров. Каждое четвертое решение суда касается как раз сотрудников МВД, но случаев со стрельбой там меньшинство. 

В федеральном законе «О полиции» приводится длинный перечень оснований для применения огнестрельного оружия. Первый же пункт гласит, что стрелять полицейский может «для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья». Кроме того, табельное оружие можно применять при спасении заложников, задержании опасного преступника (если других способов его остановить нет), предотвращении попыток побега заключенных из-под стражи, а также в некоторых других случаях. 

На практике полицейские предпочитают пускать пистолет в ход только в самых крайних случаях: большинство боится возможной ответственности. Многие посты в паблике «Омбудсмен полиции» во «ВКонтакте» сопровождаются десятками комментариев сотрудников полиции, которые жалуются на невозможность защитить себя, не рискуя при этом стать фигурантом уголовного дела. Под одним из видео с нападением на сотрудника полиции в ответ на комментарий о возможности применить оружие следует реплика: «Тут за удар по плечу полгода по СК таскают, а вы про табель говорите!». Другой комментатор соглашается, жалуясь на «идиотские законы», «которые не дают возможности защитить себя безнаказанно». В такой ситуации полицейские винят сотрудников Следственного комитета, которые выполняют план по уголовным делам в отношении коллег из МВД. Суды чаще всего становятся на сторону обвинения, и в лучшем случае полицейские получают условный срок.

У этой ситуации есть и обратная сторона: поскольку сотрудники полиции фактически могут применять только физическую силу, это провоцирует необоснованное насилие, утверждают специалисты. Наказывается оно гораздо реже, чем применение оружия: в 78% случаев дело по заявлениям о полицейском насилии даже не возбуждают, а до суда и вовсе доходит только 12% заявлений. При этом многие пострадавшие вовсе не обращаются с заявлениями об избиениях, считая, что делу против полицейских все равно не дадут хода.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.