in

«Их бросили все». Как спасают людей, оставшихся в «серой зоне» на Донбассе и почему эта помощь может прекратиться

Врачи благотворительной организации «Международная медицинская помощь» осматривают пациента в Станице Луганская
Врачи благотворительной организации «Международная медицинская помощь» осматривают пациента в посёлке Станица Луганская. Фото: сайт фонда "Международная медицинская помощь"

Между подконтрольной Киеву частью Украины и непризнанными республиками Донбасса расположена линия разграничения, или так называемая «серая зона». Там нет государственных учреждений, больниц или полиции, зато есть тысячи обездоленных людей, которые остались в своих домах.  Благотворительная организация «Международная медицинская помощь» с начала войны на Донбассе спасла тысячи жизней, и до сих пор работает на линии разграничения и пунктах пропуска. Однако теперь она рискует закрыться из-за отсутствия финансирования. «МБХ медиа» рассказывает историю ММП и ее основателя Ильи Богомолова, который когда-то победил рак, а сейчас пытается победить войну.

Поезд на восток

Дважды в месяц коренной киевлянин Илья Богомолов приезжает на вокзал «Киев-Пассажирский», чтобы совершить ночное путешествие в ту часть страны, куда власти ездить не рекомендуют. Путь на поезде из столицы Украины к центру Луганской области Северодонецку (именно туда переехала украинская областная администрация из Луганска после 2014 года. — «МБХ медиа») занимает около 12 часов.

В столицу украинской химической промышленности Богомолов обычно прибывает на рассвете. Затем он пересаживается на обычную маршрутку и четыре часа едет к месту, где последние несколько лет располагается новая фактическая граница страны. Поселок городского типа Станица Луганская во время «русской весны» переходил из рук в руки, практически опустел и оказался частично разрушен. Самое известное место здесь — одноименный контрольный пункт въезда-выезда (КПВВ), единственная артерия, связывающая остальную Украину с неподконтрольными властям территориями Луганщины.

Прием пациентов в медицинском модуле у КПВВ в посёлке Станица Луганская
Прием пациентов в медицинском модуле у КПВВ в посёлке Станица Луганская. Фото: сайт фонда «Международная медицинская помощь»

Рядом с КПВВ с 2017 года расположен медицинский модуль благотворительной организации «Международная медицинская помощь», которую Илья Богомолов основал за несколько лет до войны для помощи людям, у которых не хватает денег на дорогостоящие операции.

«В 2011-м я создавал ММП для сбора средств на операции детям с болезнью сердца. Деньги жертвовали знакомые бизнесмены и простые люди. У нас были программы «Стоп инфаркт», «Сердце ребенка» и другие, мы помогали всем — и мужчинам с хроническими заболеваниями, и детям, и беременным женщинам. Сейчас украинские власти приняли программу бесплатного шунтирования для людей с ишемическими заболеваниями сердца и инфарктом миокарда. Считаю, что это удалось в том числе благодаря нашей работе», — делится собеседник «МБХ медиа».

С началом войны на Донбассе профиль работы «Международной медицинской помощи» изменился. Сотрудники организации спасали жизни тысяч мирных людей с обеих сторон. Как и сейчас, делали они это бесплатно. 

«Когда в мае 2014 года активно шли бои за Славянск и город был заблокирован, я решил, что людям нужно оказать помощь. Связался с Елизаветой Глинкой (Доктор Лиза). Она кинула клич у себя в фейсбуке, удалось собрать большую сумму. Тогда же начались боевые действия в Луганске, мы на 30 тысяч долларов купили оборудование для операции по трепанации черепа детям и спасали жизни. Мы помогали всем, независимо от их убеждений, политических или религиозных взглядов. В военном плане мы соблюдали и соблюдаем полный нейтралитет», — признается Богомолов.

Рак и переосмысление

Илье Богомолову 53 года, он родился в Киеве и до сих пор живет там. После школы окончил медицинский университет и больше десяти лет работал реаниматологом. В 2003-м, при очередном обследовании врачи обнаружили у 35-летнего Ильи рак почки. Богомолова в итоге удалось спасти, но ему удалили почку, дали пожизненную инвалидность и пенсию 1800 гривен (около пяти тысяч рублей. — «МБХ медиа»). Врачи рассказали коллеге, что проживет он не больше пяти лет.

Врач, основатель благотворительной организации «Международная медицинская помощь» Илья Богомолов (слева) с коллегами
Врач, основатель благотворительной организации «Международная медицинская помощь» Илья Богомолов (слева) с коллегами. Фото: сайт фонда «Международная медицинская помощь»

«Некоторые моменты в жизни заставляют задуматься о том, чему ты хочешь посвятить себя. Я тогда написал завещание, пытался поправить какие-то земные дела и казалось безнадежно пошатнувшееся здоровье. Но как видите, мои пять лет продолжаются до сих пор. У каждого свой путь в благотворительность, у меня оказался такой», — говорит он.

«Дорога жизни» или билет в один конец

В 2017 году к Богомолову обратились из Управления по координации гуманитарных вопросов ООН (OCHA Ukraine) — искали организацию, которая возьмет на себя оказание помощи людям у КПВВ «Станица Луганская».

Телесюжеты из забитого людьми пропускного пункта сделали станицу известной на весь мир. Правда, такой славе местные жители своему поселку вряд ли желали. До эпидемии COVID-19 здесь ежедневно проходили до 15 тысяч человек, преимущественно пенсионного возраста. Пропускной пункт часто называли «дорогой жизни»: жители непризнанных республик и населенных пунктов на линии разграничения (так называемая «серая зона», которая расположена между двумя сторонами конфликта), могут получить пенсию только на территории, подконтрольной официальному Киеву. Раз в два месяца они также обязаны проходить обязательную верификацию.

Очередь на КПВВ в посёлке Станица Луганская
Очередь на КПВВ в посёлке Станица Луганская. Фото: сайт фонда «Международная медицинская помощь»

Поэтому бесконечные очереди здесь всегда были в порядке вещей. Люди тысячами стояли у пункта пропуска и в жару, и в морозы. Даже эпидемия COVID-19 не смогла полностью прекратить ажиотаж: сейчас поток снизился до трех-четырех тысяч человек в день, но очереди все равно возникают. Из-за возраста и тяжелых условий многие падают в обморок, а для кого-то «дорога жизни» становится билетом в один конец.

Модуль «Международной медицинской помощи» — единственное место на КПВВ, куда люди могут обратиться за медицинской помощью. За смену фельдшеры спасают несколько жизней, а число обращений раньше переваливало за полсотни в день. 

«В ООН нас выбрали из-за политического нейтралитета и хороших рекомендаций. Для них важно, что мы можем говорить с обеими сторонами. За это время обслужили более 60 тысяч человек, среди которых люди и с российским, и с украинским гражданством, но мы никого об этом не спрашиваем. Наша задача — оказать помощь и спасти человеку жизнь», — говорит Илья.

Работа под обстрелами 

«Международная медицинская помощь», на данный момент — единственная медорганизация, которая работает на линии разграничения в Луганщине. В зону их ответственности входят жители нескольких городов и поселков, всего 140 тысяч человек. В «серой зоне» не работают полиция, больницы и другие государственные учреждения (OCHA Ukraine несколько раз обращала на это внимание властей страны), но там до сих пор живут десятки тысяч людей, которым больше некуда идти, многие из них в преклонном возрасте.

Врачи благотворительной организации «Международная медицинская помощь» госпитализируют больного в поселке Станица Луганская
Врачи благотворительной организации «Международная медицинская помощь» госпитализируют больного в посёлке Станица Луганская. Фото: сайт фонда «Международная медицинская помощь»

У МПП есть три современные машины скорой помощи, которые подарила словацкая Slovak Aid, а штат насчитывает 25 человек. Работают сменами по 12 часов — с 8 до 20. Ночью дежурств нет из-за плохого финансирования и высокой вероятности попасть под обстрел. Хотя даже днем каждый выезд может стать последним: на этой территории машины регулярно наезжают на оставшиеся после войны мины.

«Мы — единственная национальная гуманитарная миссия, лицензированная минздравом Украины, которая имеет право оказывать неотложную медицинскую помощь на линии соприкосновения и в прилегающих районах. Наша зона ответственности это пятикилометровая зона вглубь территории, подконтрольной правительству Украины, а общая протяженность дороги составляет 186 километров. Тремя машинами скорой мы охватываем практически всю границу Луганской области», — рассказывает Богомолов.

Головная боль вместо денег

Финансовой помощи от властей или крупных бизнесменов МПП не получает — помощь от больших корпораций практически сошла на нет после начала войны. Среди доноров организации — та же Slovak Aid, российский фонд «Предание», а в прошлом году компании деньги выделила Украинская православная церковь и правительство Швейцарии. Чтобы продолжать работу, Богомолову пришлось влезть в долги. 

Работа врачей благотворительной организации "Международная медицинская помощь"  в посёлке Станица Луганская
Работа врачей благотворительной организации «Международная медицинская помощь» в посёлке Станица Луганская. Фото: сайт фонда «Международная медицинская помощь»

«У меня весь персонал с линии разграничения, для людей это хоть какая-то подработка. Но сейчас с деньгами совсем плохо. Ждать помощи от крупного бизнеса и власти бессмысленно, они миллионы тратят на лоббирование своих интересов в Раде (законодательном собрании Украины — “МБХ медиа”), а людям перед выборами раздают продуктовый паек — и на этом все. Деньги выделяют на что угодно, но только не на медицину.  В прошлом году я влез в долги, чтобы профинансировать нашу деятельность. В этом — такая же ситуация: сейчас наши сотрудники находятся в неоплачиваемом отпуске и работают бесплатно под обещание, что я им заплачу потом», — рассказывает он. 

По словам Богомолова, на годовое функционирование организации, с учетом покупки лекарств, горючего, ухода за машинами и зарплат сотрудников нужно порядка 120 тысяч долларов. Однако сейчас он не успевает закрыть даже текущие траты и влезает в новые задолженности.

При этом бывший врач надеется расширить деятельность своей компании. Стороны конфликта на Донбассе уже несколько месяцев не могут договориться об открытии уже построенных КПВВ «Счастье» и «Золотое», рядом с которыми Илья намерен оборудовать два модуля для медицинской помощи. «Сейчас все вопросы нашей деятельности упираются в финансирование. Ожидаем, что два новых КПВВ откроют к концу лета, для работы там нам понадобятся два новых модуля и дополнительный персонал. Штат может вырасти до 40 человек, фактически это будет передвижная районная больница», — делится планами собеседник «МБХ медиа».

Илье Богомолову несколько раз предлагали бросить свое детище и заняться бизнесом. Он говорит, что в этом случае «вместо головной боли стали бы зарабатывать деньги», но не может себе позволить бросить ставших родными людей. «В семье к моей деятельности относятся с пониманием, хотя я иногда трачу весь семейный бюджет на поездки. Мысли бросить все приходят каждый раз, когда я понимаю, что нечем платить людям. У меня есть свои моральные обязательства, не хочу, чтобы обездоленные люди остались без помощи. Люди там стали осторожными, но нам сильно доверяют, делятся сокровенным. Я это очень ценю и хочу продолжить помогать им».


Российский благотворительный фонд «Предание» на своем сайте проводит сбор средств для поддержки «Международной медицинской помощи»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.