in

Самый гуманный суд в мире: чем закончилось дело о пытках в ярославской колонии

Пытки в ярославской колонии
Бывший начальник исправительной колонии № 1 ФСИН России Дмитрий Николаев. Фото: Александр Степанов / Коммерсантъ

Заволжский суд Ярославля 19 ноября вынес приговор по главному уголовному делу о пытках в ИК-1. Всего на скамье подсудимых оказались 13 человек. В итоге бывшие руководители колонии — врио начальника исправительного учреждения Дмитрий Николаев и его заместитель по вопросам безопасности Игит Михайлов — были оправданы и избежали наказания. Остальные получили от 3 лет до 4 лет и 3 месяцев колонии общего режима, при этом шесть человек освободили в зале суда из-за отбытия наказания с зачетом времени, проведенного под стражей. Рассказываем о том, с чего началось и как развивалось одно из самых громких «пыточных» дел современной России.  

Класс воспитательных работ

Скандал, связанный с ярославской ИК-1, разразился летом 2018 года. 20 июля «Новая газета» опубликовала видео с портативного видеорегистратора сотрудника ФСИН, снятое годом ранее. На записи, которую журналистами передали юристы фонда «Общественный вердикт», запечатлено, как в помещении, похожем на класс, люди в форме ФСИН по очереди бьют лежащего на партах заключенного резиновыми дубинками по пяткам и голеням. Он кричит и просит о пощаде, периодически ему льют воду на голову. Затем его раздевают, и в какой-то момент один из сотрудников ФСИН задает вопрос: «Зачем ты меня псиной рыжей назвал, а?». Заключенный в ответ извиняется. После этого пытка продолжается. 

В публикации «Новой газеты» было названо имя заключенного — Евгений Макаров. После избиения к нему удалось попасть адвокату «Общественного вердикта» Ирине Бирюковой. На теле пострадавшего были зафиксированы многочисленные следы пыток, а левая нога от колена до пятки была желтоватого-синего цвета. Сам Макаров рассказал, что его затащили в класс воспитательных работ после того, как он выругался матом на сотрудников колонии, которые перевернули во время обыска его вещи и бросили на пол письмо от матери. Сотрудники ИК-1 все отрицали: по их словам, Макаров ругался, отказывался выходить из камеры, а затем пытался порезать себе шею гвоздем, после чего ему пришлось нанести восемь ударов дубинкой.

Также в публикации «Новой газеты» были названы имена почти всех 18 человек, которые тогда присутствовали в классе воспитательных работ. Кроме того, «Общественный вердикт» потребовал привлечь к ответственности и руководство ИК-1: тогдашнего начальника колонии Дмитрия Николаева, его заместителя Игита Михайлова и начальника по воспитательной работе Александра Диева.

Пострадавший от пыток в ярославской колонии Евгений Макаров
Евгений Макаров. Фото: Сергей Метелица / ТАСС
Уголовное дело и новые видео

В день выхода материала о пытках Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье о превышении должностных полномочий с применением насилия. До этой публикации попытки правозащитников добиться открытия дела ни к чему не приводили. На скандал пришлось реагировать в том числе руководству ФСИН: замглавы ведомства Анатолий Рудый, например, заявил, что Макаров пытался спровоцировать сотрудников, а те «не справились со своими обязанностями полностью». 

Вскоре Макаров, на тот момент продолжавший отбывать наказание, но уже в ярославской колонии №8, получил госзащиту. Тем временем «Новая газета» опубликовала еще одно свидетельство пыток в ИК-1. На сей раз это была видеозапись, запечатлевшая, как заключенных прогоняют через строй сотрудников колонии, которые бьют бегущих руками и дубинками. Предположительно она была сделана еще до первого видео — в декабре 2016 года. При этом на второй записи были замечены те же сотрудники, что и на первой. После второй публикации было возбуждено еще одно уголовное дело, их объединили в единое производство. Наконец, в сентябре 2018 года стало известно, что следователи возбудили уже третье дело, но уже об избиении Макарова в ИК-8 в декабре 2017 года.

Задержания и суд

Несколько фигурантов дела — сотрудники ИК-1 Сергей Драчев, Максим Яблоков, Сергей Ефремов, Алексей Бровкин и Игорь Богданов — были задержаны и арестованы в первые дни после возбуждения дела. До бывших начальников колонии силовики дошли намного позже: Дмитрия Николаева и Игита Михайлова задержали только в феврале 2019 года. Их не стали помещать под стражу и ограничились домашним арестом.

Игит Михайлов
Бывший заместитель начальника ИК-1 ФСИН России по Ярославской области Игит Михайлов. Фото: Александр Степанов / Коммерсантъ

Большинство фигурантов дела — всего их оказалось 14 — свою вину отказались признавать полностью или частично. Единственным исключением оказался бывший заместитель начальника оперативного отдела ИК-1 Сергей Ефремов, который подтвердил, что бил заключенного, но настаивал, что Макаров провоцировал сотрудников колонии. В январе 2020 года он получил четыре года колонии общего режима. Также были вынесены еще несколько приговоров в отношении сотрудников колонии.

Основное дело началось слушаться в феврале 2020 года. В материалах дела была подробно отражена роль каждого обвиняемого вплоть до количества нанесенных Макарову ударов. Как писал «Коммерсант», позиция защиты подсудимых строилась на требовании признания видеозаписей недопустимым доказательством, поскольку они были получены из неизвестного источника («Общественный вердикт» не разглашал информацию о том, кто передал записи). 

В итоге бывшие начальники колонии были оправданы даже несмотря на то, что против них свидетельствовали другие фигуранты дела — и они утверждали, что съемка истязаний на видео производилась для отчета перед руководством.

В «Общественном вердикте» остались недовольны не только оправдательным приговором Николаеву и Михайлову, но и мягкостью правосудия в целом. «Безусловно, будем обжаловать. Мы не довольны сроками подсудимых и не довольны оправдательным приговором», — сказала «МБХ медиа» адвокат Ирина Бирюкова.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.