in

«Не хотите — не молитесь». Интервью с главным художником храма Вооруженных сил России Василием Нестеренко

Василий Нестеренко во время пресс-тура по ознакомлению реализации проекта по созданию мозаичного оформления храма Вооруженных сил России, 25 марта 2019 года. Фото: Петр Кассин / Коммерсантъ

После публикации «МБХ медиа» о мозаике для храма Вооруженных сил России с изображениями Путина, Шойгу, Патрушева, Матвиенко и других видных государственных деятелей появились сообщения о демонтаже этого произведения. Мы обратились за комментарием к главному художнику храма Вооруженных сил России народному художнику России Василию Нестеренко. Он подробно рассказал «МБХ медиа» о храме, о том, что вызвавшие бурную реакцию мозаики — «маленькие», и что изменения в оформлении храма — это «творческий процесс».

— Откуда у вас информация про демонтаж?! Это творческий процесс, все будет меняться до утверждения Русской Православной Церковью и Вооружёнными силами. Не надо фейки пускать. Вот откроется храм — придёте и посмотрите, что там, а сейчас гадать не надо. Это творческий процесс. Нельзя сказать, что будет в конечном итоге, творческие планы меняются.

— А что сейчас меняется в творческом процессе?

— И мозаики, и живопись, и скульптуры с витражами — нужно делать. Когда это все в творческом проекте — это одно. Когда это вживую ставится прямо сейчас — это другое. Все это прямо оживает прямо на глазах. Никто еще даже не может понять, каким может быть окончательный вариант. Все, возможно, будет меняться, потому что так всегда бывает.

— Сюжет про Крым останется?

— Есть два сюжета — «Воссоединение Крыма с Россией» и «Присоединение Крыма к России». На втором в центре великий князь Владимир, креститель Руси. Но храм отражает всю историю России. 

Образ Спаса Нерукотворного в центральном куполе. Фото: пресс-служба Минобороны РФ / ТАСС

— А какие еще сюжеты, кроме присоединения Крыма, есть в храме?

— Для всего мира важный момент — что у нас самое большое изображение Христа в мире в куполе. Купол, правда, не самый большой, но изображение Христа — лика Спасителя — самое крупное. Это ноу-хау. Такого никогда не было. Спас Нерукотворный.

В барабане изображен образ святой Троицы Ветхозаветной и ветхозаветные пророки и праотцы, ниже — евангелисты. Еще ниже, в восточной апсиде изображены восемь святых, которые известны как литургисты — Иоанн Златоуст, Григорий Богослов и так далее. По нижним частям идут Страсти Христовы. Это Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Тайная Вечеря, Евхаристия будет в мозаике в центральной апсиде внизу, Моление о чаше и Христос в темнице. Это по размерам абсолютно гигантская часть храма. 

На западной апсиде с противоположной стороны огромная тридцатиметровая Богородица, которая свидетельствует обо всех войнах, которые были у нас. Ее чаще всего воспринимают в связи с Великой Отечественной войной. 

В двух маленьких медальонах на западной апсиде — как раз два сюжета, связанные с 9 мая 1945 года и Крымской весной. Они реально маленькие, чего о них столько разговоров…

Фото: «МБХ медиа»

В храме восемь больших и шесть малых тимпанов (архитектурный термин, внутреннее поле треугольного фронтона. — «МБХ медиа»), посвященных русской военной истории, ее духовному прочтению. Первые два сюжета посвящены Георгию Победоносцу на коне и Николаю Чудотворцу, который укрощает морскую бурю. Это два главных покровителя российской армии. 

Верхние части четырех приделов, у которых по низу идут Страсти Христовы, посвящены небесным покровителям разных видов Вооруженных сил — там есть Александр Невский, Варвара Великомученица, Андрей Первозванный и Илия Пророк. 

Помимо этого, есть тимпаны, посвященные русской истории. Например, Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву, воин держит Донскую икону Божьей Матери. Или ангелы, которые держат Владимирскую икону Божьей Матери, спасающую Русь от нашествия Тамерлана. 

И так вплоть до наших дней. Есть явление Пресвятой Богородицы в Сталинграде 11 ноября 1942 года. И явление Богородицы на Курской дуге 12 июля 1943 года. Есть сюжет с помощью Тихвинской иконы Божией Матери Москве в 1941 году. Они с одной стороны церковные, с другой стороны, очень интересные сюжеты. Русско-Японская война отражена — явление Порт-Артурской Богородицы. Первая Мировая, Крымская, Северная война… 

Большая часть посвящена Великой Отечественной войне, небесным покровителям нашего войска. Изображены солдаты разных родов войск, парад Победы, а сверху — большой небесный покровитель. 

Есть очень интересные сюжеты, на мой взгляд, в притворе храма, посвященные роли Церкви в Великой Отечественной войне. Впервые мы даем полную характеристику и описание главных событий с участием Церкви в войне. Например, обращение митрополита Сергия Страгородского в первый день войны к народу. В 1943 году он стал патриархом. В конце войны появился новый патриарх, Алексий Симанский, он тоже изображен. Изображены там и святые, которые были в то время — Александр Свирский, Матронушка Московская и другие. Есть сюжет с Тихвинской иконой Божией Матери перед погрузкой в самолет перед облетом Москвы. Крестный ход на Пасху в блокадном Ленинграде в 1942 году. Наконец, передача митрополитом Николаем Ярушевичем танковой колонны «Дмитрий Донской» Красной армии. 

Отделочные работы в храме 30 апреля 2020 года. Фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ

— Вы собрали вместе все эти сюжеты?

— Да. Это уникальные сюжеты. Они известны людям, но это все как-то замалчивалось, принижалось. А известно же было и про Сталинград, и про Курскую дугу — что были явления Богородицы. Это уникально. Вот у меня немцы интервью брали, говорили, известна икона, рисунок немецкого солдата, художника, он в окопах нарисовал Богородицу, немецкую. А у нас-то прямо явление Богородицы было! Это уникальнейшие сюжеты, а тут начинают спрашивать какую-то мелочь, кто-то где-то вброс там сделал. 

Это тоже часть нашей истории, и полководцы наши, и этому специальное место найдено. Когда говорят: мол, мы там молиться не будем… А что, так не молитесь!

В храмах изображаются разные вещи, и заведомо плохие, и нейтральные персонажи. Например, воины, которые бичуют Христа. Вы скажете — «мы не хотим молиться на них». Так не молитесь! Иуда изображается, демоны изображаются в Страшном суде! Так и здесь, мы исторических оценок не даем никаких. Мы изображаем полководцев Великой Отечественной в строго отведенном месте. Не где-то, где захотим, а в строго отведенном месте. Главнокомандующего изображаем (речь о Сталине, его изображение в храме вызвало реакцию в сетях не меньше, чем изображение Путина. — «МБХ медиа»). А главное — это солдаты Победы. Это главные герои — народ.

Вот я вам рассказываю, а это все надо видеть своими глазами, прийти в храм и самим все посмотреть. 

Иосиф Сталин на мозаике. Фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ

— Как только можно будет…

— Даже я, когда вам сейчас это рассказываю, чувствую, сколько всего здесь нового и интересного с точки зрения и Русской Православной Церкви, и русского человека вообще. Да даже и не православного, даже мусульманина, даже атеиста, и даже не русского, а из других стран. Тут дан такой взгляд на все столетия последней истории… Мы пересекались и с Наполеоном, и со шведами, и с поляками. Все это мы — с точки зрения духовной истории. 

— Наверное, люди так интересуются мозаикой с Владимиром Путиным и другими политиками, потому что мы живем с ними в одно время. А считается, что в церкви человек может быть изображен, если он стал святым…

— Почему? Почему?! Да нет, конечно! Смотря где. Если человек стал святым, его изображают как святого в определенном месте. А так всю жизнь и в русских, и в европейских храмах изображали людей, которые сделали вклад в храм. Их могут изображать и в виде фресок, и в виде мозаик. Не как святых, а рядом, они стоят там где-то сбоку. Это все как раз нормально, это в традициях многовековых. 

— То есть демонтаж — это слухи?

— Смотрите, вот если я вам сейчас все расскажу, вам будет не интересно прийти в храм. А так пускай какая-то интрига останется. Я вам скажу, что ничего неканоничного в изображении президента, руководителей в специально отведенных местах в храме нет. Так делалось и в прежние века, и в XIX веке, и никаких вопросов. Другой вопрос — будет ли это? Будет ли это… А может, и не будет. Я пока не могу ничего сказать. В любом случае, храм посвящен не этому. 

— Есть ли примерные сроки, когда храм будет открыт?

— Я пока не знаю. Это нужно уточнить у пресс-службы Минобороны. Но я не слышал, что поменяли сроки. Пока все остается к 9 мая. Но кто его знает… Художники у нас настраиваются на 9 мая. Но, может и перенесется. 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.