in

ИТ-коалиция против «колдунщиков»: как в России и мире борются с монополией интернет-гигантов

Фото: Антон Белицкий / Коммерсантъ

Восемь интернет-компаний пожаловались в ФАС на Яндекс. Они считают, что он нарушает антимонопольное законодательство и принципы честной конкуренции. Такие претензии к интернет-гигантам выдвигают не только в России. «МБХ медиа» рассказывает, как в России и мире пытаются противостоять монополизму интернет-гигантов и к чему приводит эта борьба.

 

Компании «Авито», «Дром», Туту.ру, «Циан», IVI, Profi.ru, Zoon.ru, «2ГИС» считают, что политика «Яндекса» ущемляет их интересы  —  об этом они заявили в обращении в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с требованием признать действия «Яндекса» ограничивающими конкуренцию

«Яндекс, занимая доминирующее положение на рынке интернет-поиска, недобросовестно использует его на других, смежных с поиском рынках, тем самым снижая релевантность поисковой выдачи для пользователя и нанося ущерб конкурентам» сказано в пресс-релизе ИТ-коалиции (есть в распоряжении МБХ медиа»).

Например, сейчас, если вбить в поиск «расписание электричек», на первом месте сервис Туту.ру, который жалуется на «Яндекс». Однако на втором месте в выдаче идет «колдунщик» сервиса расписаний «Яндекса». Интерфейс сервиса отображается прямо на странице поиска, поэтому может быть более привлекательным и понятным для пользователей.

 

«За счет “колдунщиков” Яндекс повышает число переходов (трафик) на собственные сервисы, снижая трафик на не принадлежащие ему сайты. В результате остальные игроки рынка онлайн-услуг вынуждены нести дополнительные затраты на продвижение: в первую очередь, на платную рекламу. Но даже это не всегда может побороть эффект интерактивных ответов на поисковые запросы пользователей», — говорится в заявлении ИТ-коалиции. По их мнению, в будущем это приведет к монополии «Яндекса», что снизит инвестиционную привлекательность отрасли в России. Развитие новых проектов станет невозможным, из-за чего пострадают и пользователи.

«То, что одни люди называют экосистемой, другие люди называют монополией — это вечная история. Если “Яндекс” говорит, что создают единую комфортную среду из своих сервисов для потребителей, конкуренты воспринимают это как нарушение их перспективы», — сказал «МБХ медиа» венчурный инвестор, руководитель фонда «101 стартап» Михаил Гуревич. 

Действия «Яндекса» нарушают закон «О защите конкуренции», считает ИТ-коалиция. Решением проблемы должно стать предписание ФАС об устранении нарушений. «Не должно существовать никаких эксклюзивных способов представления поисковых результатов, выделяющих одни интернет-сервисы в ущерб другим». «Яндекс» должен либо отказаться от «колдунщиков», либо ввести возможность покупать их, что создаст равные возможности для компаний.

Отдельный закон для этого не нужен, считает Гуревич: «ФАС может предписать честно ранжировать поиск, не выпячивать свои сервисы в выдаче. Законодательство говорит, что при наличии определенной доли на рынке вступает в силу определенное ограничение. Но с интернетом есть проблема в том, что непонятно, как это регулировать».

Как с монополизацией борются на Западе 

28 июля на монополию Apple пожаловался основатель Телеграма Павел Дуров. По его мнению, комиссия в 30%, которую берет App Store за покупку приложений, вредит не только другим IT-компаниям, но и обычным пользователям. Помогает Apple в этом государство, уверен Дуров: «Apple не является в чистом виде игроком “свободного рынка”, так как компания активно использует ресурсы регуляторов для криминализации джейлбрейка (то есть в том числе для криминализации установки приложений не из App Store), что гарантирует ей полный контроль над каждым проданным телефоном. Так как монополия Apple изначально основана на вмешательстве регуляторов в механизмы рынка, защищать ее с либертарианских позиций странно. До тех пор, пока государства помогают Apple осуществлять свою монополию, им также придется отвечать за негативные последствия этой монополии».

Фото: John Nacion / AP

Проверка по соблюдению антимонопольного законодательства компанией Apple началась в Европейском союзе. На Apple пожаловался музыкальный сервис Spotify, который конкурирует с Apple Music. Spotify считает сбор в 30% налогом, который нарушает правила добросовестной конкуренции. В Европе и США ведутся проверки и других интернет-гигантов — Amazon, Facebook (владеет Instagram, Whatsapp) и Google. 29 июля эти компании дали показания перед конгрессом США по антимонопольному разбирательству. Их обвиняют в «уничтожении конкурентов», независимого бизнеса, в копировании технологий и злоупотреблении данными своих пользователей.

В своей аргументации ИТ-коалиция приводит пример борьбы с «колдунщиками» Google в Европе, где они назывались one-box. «В 2017 году Европейская комиссия признала эти действия злоупотреблением доминирующим положением на рынке поиска и установила, что использование “колдунщиков” за несколько лет привело к существенному падению трафика конкурентов, снижению их доли, а в отдельных случаях – к уходу с рынка отдельных компаний, — говорится в заявлении. — Важно, что в деле Google речь шла об эксклюзивном продвижении всего одного сервиса, в то время как Яндекс использует “колдунщики” в отношении значительного числа аффилированных компаний. Так что ограничения конкуренции и убытки для бизнеса на российском рынке однозначно масштабнее и опаснее, чем действия Google в Европе». 

Также коалиция обращает внимание на решение ФАС по Google. В 2017 году ФАС признала антиконкурентной практику Google запрещать производителям телефонов на базе Android устанавливать сервисы своих конкурентов. Инициировал разбирательство «Яндекс». В 2020 году ФАС обязала производителей устанавливать в телефоны российские аналоги приложений: поиск, соцсеть, мессенджер, карты. Это было выгодно в том числе и «Яндексу». 

«Это своего рода карма. Если “Яндекс” использует законодательную дубинку для продвижения своих интересов, то компания должна и в обратку принимать такие удары от коалиции. Я негативно отношусь и к жалобе “Яндекса”, и к жалобе этих компаний. Если есть удобные сервисы, которые создают экосистему — это в целом положительное явление, оно не нарушает возможность потребителя использовать другие сервисы, хотя предпочтения потребителей начинают концентрироваться на чем-то одном», — говорит Гуревич. 

Несмотря на то, что «Яндекс» получает помощь от государства в некоторых сферах, нельзя отрицать, что он завоевал свою долю рыночным путем, признает Гуревич. «Яндекс манипулирует результатами поисковой выдачи, нарушая правила честной конкуренции. А когда на рынке нет честной конкуренции, то всегда страдает конечный потребитель. Надеюсь, беспрецедентное объединение ИT-компаний привлечет достаточное внимание федеральных органов для восстановления порядка в отрасли», — считает директор Дрома Алексей Фищенко.

У «Яндекса» модель заработка отличается от мировых гигантов, которые ведут экспансию по всему миру. Google, в отличие от “Яндекса”, не так активно ведет экспансию в офлайне и в различных потребительских сервисах. Дело в том, что «Яндекс» стал заложником государственной политики, говорит Гуревич. Например, в 2019 году против «Яндекс.Такси» выступило Минобороны Литвы, которое рекомендовало гражданам не пользоваться сервисом, поскольку он собирает персональные данные и хранит их на серверах «Яндекса», чья штаб-квартира находится в Москве.

«Он не может вести международную экспансию в полной мере, потому что стал токсичным. То же самое происходит сейчас с китайскими компаниями (президент США Дональд Трамп пытается запретить китайскую соцсеть Tik Tok, введены санкции против Huawei.— «МБХ медиа»). Из-за этого сложилось так, что “Яндекс” — это национальная корпорация, а Google — транснациональная. Google продолжает профилироваться на деятельности в рамках интернета и рекламы. “Яндексу” приходиться монетизировать то, что у него есть — рынок в виде населения России», — говорит Гуревич.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.